Челищев Павел Федорович

Челищев Павел Федорович (1898,Москва–1957,Рим).

Русский художник, представитель сюрреализма, сценограф. Родился в имении Дубровка (Калужская губерния) 21 сентября (3 октября) 1898 в семье помещика. В 1918 уехал с семьей в Киев, где занимался в студии А.А.Экстер и новосозданной Украинской академии художеств. Участвовал в праздничном оформлении города при большевиках, исполнил свою первую театральную работу (декорации и костюмы к оперетте Гейша С.Джонса и И.Кариля для театра К.А.Марджанова; 1919), в том же году служил картографом в Белой армии. В 1920 эвакуировался в Константинополь, недолго жил в Софии, где нарисовал обложку первого сборника евразийцев (Исход к Востоку, 1921). В Берлине сотрудничал с балетом «Русский романтический театр» Б.Г.Романова и другими труппами (с 1921), затем обосновался в Париже (1924). В 1934–1939 жил в Нью-Йорке. Вместе с К.Бераром и братьями Е.Г. и Л.Г.Берманами составил группу «неоромантиков» (с 1925), представлявшую умеренное и как бы более эстетское крыло сюрреализма, избегавшее социальных эпатажей в духе А.Бретона и его соратников. Все больше работал для театра, особенно часто оформляя постановки Дж.Баланчина: балеты Скиталец на музыку Ф.Шуберта в «Театре Елисейских полей»,1933; Орфей на музыку К.В.Глюка в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера», 1937; Аполлон Мусагет и Балюстрада И.Ф.Стравинского в театре Колон (Буэнос-Айрес, 1940) и др. Ирреальные цветосветовые эффекты и анаморфозы (т.е. зрительные превращения одного образа в другой), свойственные этим спектаклям, параллельно воплощались и в станковой живописи и графике Челищева, где важное место заняли оккультно-символические мотивы алхимии и астрологии. Итогами его межвоенных поисков стали две большие картины: Явление (Феномен, 1936–1938), которую мастер подарил Третьяковской галерее, и Игра в прятки (1940–1942, Музей современного искусства, Нью-Йорк); в них поэтапно сформировалась концепция «внутреннего ландшафта», открывающегося сквозь внешнюю поверхность вещей – как бы в «рентгеноскопической» художественной интуиции. Вернувшись в Европу, жил в Италии (с 1949). В поздний период анатомические и пейзажные мотивы его «внутренних ландшафтов» все чаще сменялись абстрактно-«космическими» узорами.

Купить работы автора – Челищев П.Ф.


Работы автора в аукционах:

 Лот   Название Оценочная стоимость
Цирковой номер.
№ 8 Цирковой номер.

Цирковой номер.

Челищев П.Ф.

Год: 1932 г.
Техника: Бумага, тушь, перо.
Размер: 25,5х20 (в свету).

Аукцион № 114
«Русское искусство ХХ века»
15 июня 2010

Оценочная стоимость
100000-150000 руб.
100000-150000 руб.
Эскиз. Сидящий мужчина.
№ 9 Эскиз. Сидящий мужчина.

Эскиз. Сидящий мужчина.

Челищев П.Ф.

Год: 1932 г.
Техника: Бумага, акварель.
Размер: 26х20.

Аукцион № 114
«Русское искусство ХХ века»
15 июня 2010

Оценочная стоимость
100000-150000 руб.
100000-150000 руб.
Торс.
№ 35 Торс.

Торс.

Челищев П.Ф.

Год: 1952 г.
Техника: Бумага, цветные карандаши.
Размер: 65,1х50.

Аукцион № 143
"Русское искусство ХХ века".
22 октября 2015

Оценочная стоимость
35000-60000 $
35000-60000 $
Сидящий юноша.
№ 36 Сидящий юноша.

Сидящий юноша.

Челищев П.Ф.

Год: Кон. 1920-х гг.
Техника: Бумага, сепия, перо.
Размер: 42х16.

Аукцион № 125
"Русское и Западноевропейское искусство XIX-ХХ веков".
27 октября 2011

Оценочная стоимость
150000-200000 руб.
150000-200000 руб.
Череп.
№ 62 Череп.

Череп.

Челищев П.Ф.

Год: 1949 г.
Техника: Бумага, цветные карандаши.
Размер: 60х40.

Аукцион № 142
"Русское и Западноевропейское искусство XIX-ХХ веков".
03 апреля 2014

Оценочная стоимость
500000-800000 руб.
500000-800000 руб.
Глаз.
№ 63 Глаз.

Глаз.

Челищев П.Ф.

Год: Нач. ХХ в.
Техника: Бумага, акварель, тушь.
Размер: 21,2х27,6.

Аукцион № 116
«Русское и Западноевропейское искусство XVIII-ХХ веков»
02 ноября 2010

Оценочная стоимость
100000-200000 руб.
100000-200000 руб.

Получайте все события Аукционного дома