Пресса о нас

Аукционные дома — передовики русского рынка 2013 года ARTinvestment.RU – 10.01.2014, 16:19.

Критерием нашего текущего ранжирования аукционов стал суммарный объем продаж в 2013 году каждого дома по отдельности, но только в сегменте живописи и графики. То есть если в рамках смешанного аукциона торговались стринги ДПИ, книг и пр., то в зачет мы брали только стоимость реализованной живописи и графики. В основу подсчетов легли наши собственные данные — преимущественно статистика от корреспондентов ARTinvestment.RU из залов, где проводились торги. Несколько предварительных замечаний: 1) итоги торгов в Санкт-Петербурге учитывались по данным самих аукционов; 2) цены в валюте пересчитаны в рубли по курсу ЦБ на день торгов; 3) результат в зале может незначительно отличаться от официального результата аукциона, в котором учтены послеаукционные продажи и не учтены цены неоплаченных лотов; 4) все расчеты сделаны по ценам молотка, т.к. именно они фиксируются в зале. В итоге в списке собрались 13 передовиков русского аукционного рынка, обеспечивающих основные финансовые поступления в сегменте изобразительного искусства.

И вот к каким выводам мы пришли:

1. Основные игроки национального аукционного рынка за год показали суммарный объем продаж по живописи и графике почти в 681 миллион рублей — порядка 20,8 миллиона долларов, то есть примерно на уровне 2012 года. Ухудшения не было, но и прорыва не произошло. Всего в течение 2013 года в Москве и Санкт-Петербурге прошло более 34 значимых аукционных торгов со стрингами живописи и графики (точную цифру назвать довольно сложно, т. к., во-первых, в сугубо «книжных» аукционах встречается небольшое количество оригинальной и тиражной графики, а во-вторых, мы ставим своей целью проанализировать деятельность только тех домов, которые делают погоду на отечественном рынке живописи и графики).

2. Почти 30 % российского объема аукционных продаж 2013 года (почти 203,3 миллиона рублей) обеспечила реализация лишь десяти самых дорогих картин (см. на AI: «Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры»). Если, конечно, слово «лишь» здесь можно считать уместным.

3. Лидером личного зачета довольно предсказуемо стал аукцион «Кабинетъ» с суммарными продажами в сегменте живописи и графики более чем на 141 миллион рублей. Впрочем, догадаться, кто будет первым, можно было еще до формального подсчета. «Кабинетъ» — аукцион-труженик: за год он провел целых 5 торгов, посвященных изобразительному искусству или включающих соответствующие стринги. Это много, примерно по аукциону каждые полтора месяца с учетом ограниченной продолжительности делового сезона.

Рейтинг русских аукционов в сегменте живописи и графики по итогам 2013 года

Аукционный дом Результат в сегменте ИЗО, рублей
1«Кабинетъ»141 311 200
2«Совком»126 099 000
3«Русская эмаль»93 262 550
4«VLADEY»71 703 450
5«Русские сезоны»64 824 500
6«ВЕАД»37 387 310
7«Знакъ-Арт»35 497 000
8«Магнум Арс»33 325 800
9«Дом антикварной книги в Никитском»29 055 200
10«Три века»21 040 000
11«РАД»13 924 000
12«Шишкин»10 916 500
13«Литкабинет»2 603 000
Итого:680 949 510
4. В целом годовой средний процент продаж на аукционах по изобразительному искусству в России составил около 37 %. Рекорд года по этому показателю установил аукцион VLADEY: 23 мая было распродано 73,6 % каталога. 17 октября VLADEY почти повторил это достижение, продав почти 69 % лотов. На третьем месте — аукцион «Кабинетъ» 23 апреля: 61 % проданных лотов.

5. «Самый быстрый круг» (в терминах «Формулы 1») продемонстрировал аукционный дом «Русская эмаль», занявший в зачете по объему продаж лишь третье место: именно на этом аукционе был установлен рекорд 2013 года (а одновременно и рекорд для всего национального аукционного рынка) — 76 миллионов рублей за темперу на бумаге Константина Юона «Рыночная площадь в Угличе». Собственно, одна эта сделка и обеспечила львиную долю оборота «Русской эмали», на всей остальной живописи и графике они собрали немногим более 17 миллионов рублей.

6. Единственный, кто реально наступал в 2013 году на пятки «Кабинету» по сборам, — это «Совком», еще один старейшина русского аукционного рынка. Годовые продажи последнего превышают 126 миллионов рублей. Отставание же остальных участников рынка от первой тройки существенно больше.

7. Несколько аукционов-новичков не просто вошли в список заметных участников рынка, но и расположились ближе к середине «турнирной таблицы». В частности, «живописные» торги «Дома антикварной книги в Никитском» обеспечили ему девятое место в рейтинге, Восточно-Европейский Антикварный Дом занял шестое место, а на четвертом расположился и вовсе дебютант публичных торгов — аукцион VLADEY, специализирующийся на современном и послевоенном искусстве. За два проведенных в 2013 году аукциона VLADEY собрал более 71 миллиона рублей — лучший старт за весь период наблюдений.

8. Самым результативным аукционом 2013 года стала «Русская эмаль» 18 мая с результатом по живописи в 90 миллионов рублей. На втором месте — «Совком» 24 октября с результатом 73,4 миллиона. А на третьем — «Русские сезоны» 19 мая, собравшие почти 65 миллионов рублей.

9. В России рынок живописи и графики все-таки является самым большим в аукционном сегменте, превосходя книжный и нумизматический. Для сравнения годовой объем продаж на аукционном букинистическом рынке составляет примерно 508 миллионов рублей против 681 миллиона рублей у живописи, 158 миллионов рублей у монет, орденов, медалей и бон и почти 107 миллионов у ДПИ. Хотя со стороны может показаться, что по финансам букинистический рынок у нас уже превосходит живописный. Этот «оптический обман», вероятно, обусловлен тем, что покупательская активность (процент купленных лотов) и интенсивность борьбы на рынке антикварных книг и рукописей действительно заметно превосходит соответствующие показатели для рынка живописи и графики.

10. Объем продаж на нашем внутреннем аукционном рынке составляет лишь 4,5 % от объема зарубежных аукционных продаж в сегменте живописи и графики художников орбиты русского искусства. И слово «лишь» здесь определенно можно считать уместным.


Если с итогами все более-менее понятно, то в части прогнозов у участников рынка единства не наблюдается. Так, умеренные оптимисты (назовем их по аналогии с фондовым рынком «арт-быками») обращают внимание, что график индикатора покупательской активности в сегменте русского искусства ARTIMXba-RUS с сентября 2013 года демонстрирует ощутимый рост. По опыту это свидетельствует о том, что примерно в марте — апреле (через полгода после начала роста покупательской активности) должен начаться рост цен. Таким образом, есть надежда, что рынок стоит на пороге оживления. Если не будет форс-мажоров.

Напротив, осторожные пессимисты, или «арт-медведи», обращают внимание, что покупки на аукционах — вещь во многом настроенческая. Поэтому результаты торгов часто созвучны общей экономической ситуации и «видам на будущее» с точки зрения покупателей. А в части оценки экономических перспектив нас пугают все, кому ни лень: и эксперты инвестиционных компаний, и специалисты Высшей школы экономики, и представители Минэкономразвития. Замедление роста, траектория «от стагнации к рецессии», плавное ослабление рубля, снижение инвестиций, рост безработицы — вот с каким настроением нам предлагают начинать 2014 год многочисленные эксперты.

Утешает, впрочем, то, что как показывает практика, никто на самом деле достоверно ничего не знает. Поэтому их экспертные мнения — это не диагноз, а скорее возможные сценарии и приглашение обсудить их развитие. Покупатели на рынке искусства не насквозь рациональны. Поэтому полной корреляции между состоянием экономики и склонностью к покупкам никогда не наблюдалось. Того, кто перегорел, все равно уже не подожжешь никакими хорошими экономическими новостями. Как, впрочем, и наоборот: стоит появиться волне новых увлеченных покупателей, и на аукционах их не остановят никакие прогнозы Минэкономразвития.

Вообще же 2013 год в очередной раз подтвердил, что как торговому формату аукционам ничего не угрожает. Одни фирмы-устроители становятся сильнее, другие — слабее, но в целом популярность русских аукционов продолжает расти как у сдатчиков, так и у коллекционеров. И, честно говоря, на ум не приходит ни одной причины, по которой этот вектор может измениться в 2014 году.

Статистика: Елена Владимирова, AI Текст: Владимир Богданов, AI http://artinvestment.ru/invest/analytics/20130110_10_top_auctions.html

Получайте все события Аукционного дома