Судаков Николай Максимович (г. Москва, 1925-1991)
Николай Судаков - настоящий романтик в рамках “большого стиля” по имени соцреализм. Эти рамки он раздвинул, получив качественное профессиональное образование - сначала в Строгановском училище, а затем на Курсах повышения квалификации художников. Его преподавателями были Александр Куприн, Дмитрий Тегин и Иосиф Рубанов - колористы и пейзажисты самого высокого класса. И эта олдскульная выучка не позволила Николаю Судакову стать халтурщиком даже тогда, когда он работал художником-монументалистом в бригаде реконструкторов ВДНХ СССР (бригадный подряд предполагал “погонные метры живописи”). Вместе с ним в создании мифа о советской жизни участвовали десятки художников московской школы, в том числе и знаменитый авангардист Александр Лабас. Для многих из них госзаказ в послевоенное время был чуть ли не лотерейным билетом, поскольку позволял элементарно выжить. Судакова госзаказ ничуть не изменил: он так и остался камерным живописцем традиционной школы.
Важно и то, что Николай Судаков никогда не был политически ангажированным художником. Его лучшие живописные работы - это пейзажи старой и новой Москвы. Даже самые “открыточные”, репрезентативные из них (например, “Утро. Московский Кремль” - один из лотов Совком) он пишет как наблюдатель-импрессионист.
Он участник нескольких сводных тематических выставок: “50-летие советского цирка” (1969), “50-летие Октября” (1967), “30-летие Победы” (1975). Но каждая из его выставочных (а значит заказных) работ - это рефлексия художника на заданные темы: и камерные портреты - “Фокусник” и “Акробат” - с впечатляющим живописным контрастом света и тени. И хаотичная ярмарка-демонстрация на Красной площади (“50-летие Октября” - один из лотов Совком). И “Непокорённые” - зарисовка о войне в авторской интерпретации “сурового стиля". У Николая Судакова была всего одна персональная выставка с изданным по случаю каталогом (1970), для которой он отобрал те картины, которые писал для себя - как писатель пишет “в стол”. Но бывают ли у настоящего художника произведения, которые не адресованы потенциальному зрителю? Или собеседнику? Ведь искусство - это всегда личная история, предполагающая диалог. Даже в рамках “большого стиля” по имени соцреализм.
Купить работы автора – Судаков Н.М.
СОВКОМ в социальных сетях: