Аукцион русского и советского искусства суммарно собрал более полумиллиона долларов. Каталог распродан на 53,5 %
Вчера в Москве состоялось одно из заметных аукционных событий года: 147-е в своей истории торги проводил Аукционный дом «Совком».
«Совком» — один из последних аукционных домов старой школы, и несмотря на все сложности и изменения, постигнувшие в последние годы российский арт-рынок, он продолжает собирать в своих каталогах живопись и графику высокого уровня. Не стали исключением и прошедшие торги.
К семи часам вечера, на которые был назначен старт аукциона, в зале собралось около пяти десятков человек — известные коллекционеры и собиратели, представители известных коллекционеров не только из Москвы, но и из других городов и весей России. Причем (и это редкость в наши дни) большая часть из них — покупатели, а не просто зрители. Хотя и зрителей, конечно, тоже хватало.
За час с небольшим чистого аукционного времени с молотка разошлось 60 из 112 выставлявшихся на торги лотов (четыре лота, опубликованные в каталоге, по различным причинам были сняты до начала аукциона) на общую сумму $516 400 — около 30 млн руб. по текущему курсу и 20,42 % от среднего эстимейта каталога.
В аукционе участвовало ползала, это очень много. За некоторые лоты торговались не один-два, как это часто бывает, а по пять-шесть человек. Зал, а точнее, человек двадцать самых удачливых игроков в зале раскупили более половины проданного — 36 из 60 лотов. Телефонным игрокам досталось 15 лотов, и 9 из 19 раз оказалась выигрышной заочная ставка. Интернет-торгов в «Совкоме» традиционно нет.
Активнее всего раскупались лоты самого доступного ценового уровня: границу в $10 000 перешагнули 16 из 60 проданных работ, и только два лота ушли с торгов дороже $50 000.
Самым дорогим лотом вчерашнего вечера стало большеформатное жанровое полотно «Московский двор. Большой хоккей» кисти ученика П. И. Петровичева художника Виктора Чуловича, происходящее из семьи художника (лот 99). С $50 000 старта в торги за лот вступили участник в зале и телефон, которые шагами по $1 000 довольно быстро подняли цену картины до $60 000, за которые она и досталась новому владельцу на телефоне.
ЧУЛОВИЧ Виктор Николаевич (1922–1994) Московский двор. Большой хоккей. 1961.
ВЕЙСБЕРГ Владимир Григорьевич (1924–1985) Куб. Шар. Пирамида. 1971
Второй работой, которой покорился значимый ценовой уровень $50 000, стал один из эталонных «белых» натюрмортов Владимира Вейсберга — композиция 1971 года «Куб. Шар. Пирамида» (лот 116), проданная за $50 000 по старту по заочной ставке.
Тройку ценовых лидеров вчерашнего вечера замыкает работа одного из самых популярных в наши дни пейзажистов конца XIX века — Юлия Юльевича Клевера. Почти метровое полотно 1884 года на один из любимых автором мотивов, под названием «Зима. Закат» (лот 17), нашло своего нового владельца среди заочных участников и было продано за $45 000.
Но это все живопись.
Самым же дорогим проданным лотом среди графических работ стала жанровая акварель ОСТовца Константина Вялова «На страже морских границ» (лот 48); начав торги с $15 000, участник в зале и участник на телефоне быстро продвинулись до ставки зала $24 000, перебивать которую телефон не захотел.
КОКУРИН Валерий Григорьевич (1930) Тёплая весна. 1965
А вот рекордный рост цены относительно старта показала большая, яркая и по-хорошему декоративная, выставочного уровня работа владимирца Валерия Григорьевича Кокурина «Тёплая весна» (лот 89). Со старта в $7 000, в борьбу за лот вступили сразу четверо или пятеро участников в зале. Шагами по $1000, а то и по полшажочка, они довольно долго двигались к победной ставке $23 000. В итоге, очень красивая, характерная для автора и владимирской школы в целом картина подорожала в три с лишним раза и установила новый абсолютный рекорд цены на работы художника на открытых аукционных продажах! И это самая большая и приятная (что важнее) неожиданность прошедшего вечера.
Для сравнения: очень неплохая работа «Снег выпал» (лот 90) одного из главных представителей владимирской живописной школы Кима Бритова была продана на $5 000 дешевле — за $18 000, по старту, участнику, торговавшемуся по телефону.
Ну что же, поздравляем «Совком» с очень уверенным результатом. И хотя общая сумма составила 20,42 % от среднего эстимейта каталога, это один из самых высоких результатов для аукционов изобразительного искусства в последнее время, уступающий разве что весенним торгам «Совкома», собравшим, напомним, более $620 000. Конечно, общие цифры могли быть и выше, если бы удалось продать хотя бы один из 7 лотов, поставленных в каталог с эстимейтом выше $100 000, но имеем то, что имеем.
Как изменится (и изменится ли?) ситуация — увидим уже менее чем через полгода: следующие торги «Совкома» предварительно запланированы на февраль — март 2018 года.
Осенние торги дома «Совком» 19 октября. Краткие итоги. 20 октября 2017
Мария Кузнецова, AI
https://artinvestment.ru/invest/russia/20171020_Sovcom.html
СОВКОМ в социальных сетях: