Пресса о нас

“Антиквариат в круге света. Мифы и реальность отечественного рынка”. Надежда Назаревская, Культура, №41 (7551) 19 - 25 октября 2006г.

Текущий год стал рекордным по количеству проведенных торгов. Особенно активны были продавцы искусства в апреле и июне 2006 года. В сентябре Совком открыл новую тему и с большим успехом продавал графику, плакат, скульптуру и фарфоровую пластику. Небольшая металлическая фигурка классического советского сталевара - авторская отливка Валерия Евдокимова – была приобретена за 5000 долларов. А "Перепуганная нимфа" очень талантливого современного скульптора Нины Замахиной была куплена владельцем обширных апартаментов всего за 500 долларов, хотя ее эстимейт был 1000 долларов. Устроители идут на понижение реальной цены, дабы приучить новых ценителей к столь сложной форме изобразительного искусства. Скульптура обычно совсем не пользуется спросом, ведь она предполагает обширное пространство для своего размещения. Российский антикварный рынок ныне погружен в пучину слухов, появившихся в прессе после музейных краж. Вольно или невольно, но репутации профессии антиквара нанесен урон. С одной стороны, в герои скандальных хроник антиквары попали незаслуженно и отчасти случайно. С другой - открытость, прозрачность рынка оставляет желать лучшего. Наш рынок, легализованный еще в 1994 году известным "антикварным" Указом Бориса Ельцина, и поныне остается в тени. Сделки покупле-продаже антиквариата не заверяются нотариально, не оформляется право частной собственности на предметы искусства, и,
пожалуй, самое главное - не публикуются объемы продаж. Доходы аукционных торгов и галерейных продаж можно подсчитать лишь по косвенным показателям. Теневой оборот рынка ныне составляет внушительную, по российским меркам, сумму - 200 миллионов
долларов. Она была озвучена заместителем руководителя Росохранкультуры А.Вилковым в мае 2005 года на закрытом совещании "Бизнес и культура".

Антикварная и коллекционерская среда во всем мире - закрытое сообщество. Ну не любят покупатели дорогих произведений озвучивать свои имена. На аукционах в Лондоне или Нью-Йорке в зале преимущественно сидят дилеры, а крупные покупки происходят по телефону. Но мировые аукционные дома всегда публикуют итоги аукционов, антиквары исправно платят налоги со своих доходов. Государство и антикварное сообщество находятся в постоянном диалоге. В России же антиквары в силу множества причин, в том числе и криминогенной обстановки, вынуждены находиться в глухой обороне. Как ни печально, но полу подпольное существование рынка антиквариата устраивает и их клиентов - из властных структур в том числе. Зачастую дорогущие картины оплачиваются неправедным черным налом, что, увы, позволяет избежать налогов и выгодно обеим сторонам. Да и к тому же поныне в головах состоятельных клиентов гнездится советская привычка "доставать", а не покупать. И естественно, тут же появляются угодливые "доставалы" - черные дилеры. Именно этим князькам теневого бизнеса, поддерживающим прямые контакты с "денежными мешками", выгодна нынешняя - не всегда праведная ситуация на рынке. И, увы, именно они дискредитируют профессию антиквара.

Многие состоятельные россияне, стремясь отойти от подпольных сделок, предпочитают приобретать Айвазовского и Левитана в Лондоне, Нью-Йорке или Париже. Сложилась интересная ситуация: дорогая русская живопись продается преимущественно на Западе. Там на сегодняшний день русским искусством занимается уже около десятка аукционных домов. Аукционники Sotheby's и Christie's имеются практически во всех крупных московских и питерских магазинах. Опубликованные цены становятся инструментом их работы. Но в России миллионы за живопись если и платят, то только в приватных сделках. Антиквариат стоимостью свыше 300 000 долларов на открытые торги почти не выходит. Отечественные аукционные дома "Гелос", Магнум Арс, Галерея Леонида Шишкина, Совком, "Кабинет" работают с искусством стоимостью от 500 долларов до 50 000 долларов.

В России уже сложился корпус собирателей, он продолжает пополняться. Более того, у нас появились покупатели-инвесторы. Они тщательно изучают аукционные каталоги и, как правило, приобретают вещи по заочным бидам или по телефону. Инвесторы в отличие от настоящих коллекционеров не любят, что называется, "светиться". Да и сами антиквары, как мы уже говорили, не стремятся публиковать итоги аукционов. Лишь "Гелос" стал издавать сводный годовой каталог по результатам прошедших сезонов, куда включены продажи по всем видам антиквариата.

Торговцы стариной полюбили аукционы

На аукционы публика ходит с удовольствием. Там можно все увидеть, а при желании и потрогать. На открытых торгах антиквариат выходит в "свет", им любуются и его покупают по реальным ценам. Аукционная торговля существует у нас давно – с конца 1980-х годов, а ныне к ней стремятся и новые участники: Русская Галерея искусств, "Содружество", клуб "Киселев" и Арт Союз. Давние устроители аукционов наполняют их новыми видами старого искусства и одновременно увеличивают объемы продаж. На аукционном поле уже существует настоящая конкуренция. Начинающие галеристы, увы, ее не выдерживают. Большие залы остаются пустыми. Не всегда удается привлечь и удержать публику. Если дилеры и собиратели заинтересовались, аукцион будет набирать обороты. Известные в Москве Совком и Галерея Шишкина смогли сформировать свой круг покупателей. На торги "Гелоса" - старейшего российского аукционного дома - приходит тоже определенная публика - ценители русской иконы, собиратели фарфора, серебра, любители ювелирных украшений, а их коллекционный аукцион в феврале посещают уже собиратели-профи. В последние годы "Гелос" активно посещают библиофилы и нумизматы, которые приходят для покупок "своего" товара.

Текущий год стал рекордным по количеству проведенных торгов. Особенно активны были продавцы искусства в апреле и июне 2006 года. Галерея Совком и Магнум Арс значительно расширили и повысили качественную планку легально продаваемого
искусства. Отрадно было видеть в открытой продаже картины тех художников, которые обычно предлагаются в теневом сегменте рынка. Это - полотна Б.Кустодиева, К.Юона, Л.Каменева, А.Васнецова, Р.Зоммера, П.Петровичева, Е.Столицы, А.Яковлева.
Перечень этот опровергает вечные жалобы антикваров на бедность отечественного рынка.

Впервые на открытые торги в Москве были предложены произведения, ранее продаваемые только на Русских торгах в Лондоне. Картина Филиппа Малявина "Качели" из известного цикла на аукционе галереи Совком была куплена по старту за 180 000
долларов. Полотно из этого же цикла "Русская красавица на фоне золотых куполов" на аукционе в Лондоне в 1999 году продалась тогда за 65 000 долларов. Совком на тех же торгах предлагал и другие ввезенные с Запада шедевры. Большая картина Бориса Анисфельда "Элегия" при старте 180 000 долларов достигла итога 205 000 долларов. Недорого - всего за 5000 долларов были проданы два очаровательных театральных эскиза Мстислава Добужинского, приобретенные устроителями торгов в 2005 году на знаменитом парижском аукционе, где распродавалось наследие мастера из коллекции его сына.

Магнум Арс формирует свои аукционные коллекции из русского и западного искусства. В разделе отечественного искусства на апрельских торгах лидировали любимцы публики Ю.Клевер, А.Ганзен и И.Крачковский. Элегический пейзаж Крачковского "Летний
вечер" обрел своего покупателя по стартовой цене 55 000 долларов. Обе марины Ганзена также нашли своего ценителя: "Вид на бухту" ушел за 20 000 долларов, а небольшой по размерам "Прибой" при старте 6000 долларов продался за 8500. Удручает ограниченность покупательских устремлений. Повышенный интерес вызывают только раскрученные рыночные имена от Клевера до Шишкина. А вот блестящая вещь лидера символистов - известного участника объединения "Голубая роза" Петра Уткина - покупателя не нашла. Изысканный по колориту "Осенний пейзаж" Уткина завораживал некоей тайной и фантастичностью. Его эстимейт - 180 000 долларов - в полной мере соответствовал художественному качеству картины. Но интереса к Уткину проявлено не было, хотя в то время в Третьяковке проходила замечательная выставка "Голубой розы". А вот скромные офорты Шишкина сразу же обрели своего покупателя. Цены на аукционе в Магнум Арсе вполне приемлемы. Мастерский рисунок Александра Бенуа "Мушкетер" стоил всего 2700 долларов. В Магнум Арсе не нашел покупателя очень красивый "Летний пейзаж с рекой" Льва Каменева по цене 80 000 долларов, так же как и "Горный пейзаж с верблюдами" (1926) Мартироса Сарьяна по цене 130 000 долларов. Подобные приобретения на российских аукционах обходятся покупателю значительно дешевле, нежели в Лондоне.

Что продают на аукционах

Осенние торги предложили любителям старины невиданное разнообразие. За лето были собраны интереснейшие коллекции, и уже в сентябре прошло более десятка аукционов. В гонку за реальным покупателем включились все старейшины и новички рынка. В сентябре Совком открыл новую тему и с большим успехом продавал графику, плакат, скульптуру и фарфоровую пластику. Небольшая металлическая фигурка классического советского сталевара - авторская отливка Валерия Евдокимова – была приобретена за 5000 долларов. А "Перепуганная нимфа" очень талантливого современного скульптора Нины Замахиной была куплена владельцем обширных апартаментов всего за 500 долларов, хотя ее эстимейт был 1000 долларов. Устроители идут на понижение реальной цены, дабы приучить новых ценителей к столь сложной форме изобразительного искусства. Скульптура обычно совсем не пользуется спросом, ведь она предполагает обширное пространство для своего размещения.

Ныне и галеристы, и искусствоведы говорят уже не о феномене советского искусства, которое на Западе часто называют тоталитарным, а трактуют его более широко - русское искусство XX столетия. Под этим емким понятием подразумевают традиционную, реалистическую живописную школу, русский авангард, многочисленные творческие направления первой трети ушедшего века и советский андеграунд с его знаменитыми нонконформистами.

Каждый новый игрок предлагает свое направление на рынке. Известные в Москве антиквары из "Кабинета" создали одноименный аукционный дом и устроили в июне свои первые торги живописью. Они прошли в галерее "Дача" (поселок Жуковка на Рублевском
шоссе), где и будут проходить далее. В коллекциях живописи они умело сочетают яркие, качественные работы знаменитых мастеров с произведениями малоизвестных художников. Самым дорогим лотом тогда оказался замечательный русский художник
Василий Мешков. Его пейзаж "Углич" 1904 года при старте 52 000 долларов ушел за 62 000 долларов. А эскиз прижизненного портрета Ленина кисти Сергея Герасимова, предложенный за 70 000 долларов, остался непроданным. Этому художнику явно не
везет. Коллекционная, красивая, большая его картина "На отдыхе" на сентябрьском аукционе предлагалась за 60 000 долларов, но тоже не нашла покупателя. "Кабинет" стремится найти новый круг покупателей и заявил уже совершенно новые темы торгов.
Впервые на нашем рынке проведен "военный" аукцион, где были представлены знаки отличия, награды и медали, мундиры русской армии. Ныне в Москве на аукционах можно купить и качественную живопись, и хороший фарфор, и серебро, и книжные раритеты. И гораздо дешевле, чем в Европе.

Лидеры продаж на московских аукционах Июнь, сентябрь 2006 г.

Аукцион Художник Название произведения, размер Цена, доллары
Совком Александр Осмеркин, 1892 - 1953 Купавки, 1952, холст, масло, 58х45 25 000
Совком Юрий Кугач, 1917 На берегу, 1953, холст на картоне, масло, 40х29,5 7 200
Совком Роберт Фальк,1886 - 1958 Портрет Киры, 1950-е, бумага, угольный карандаш, 60,5х41 7 800
Галерея Шишкина Павел Соколов-Скаля, 1899 - 1961 Эскиз к картине, 1930-е, холст, масло, 139х98 8 000
Галерея Шишкина Дмитрий Налбандян, 1906 - 1993 На море. Прибалтика, 1948, картон, масло, 22х27 7 000
Галерея Шишкина Владимир Стожаров, 1926 - 1973 Крым. Натурщица 1947, холст, масло, 82х56,5 18 000
Аукционный дом "Кабинет" Мартирос Сарьян, 1880 - 1972 Цветок, 1911, картон, темпера, 19,2х29,6 50 000
Совком Виктор Попков, 1932 - 1974 Обнаженная модель, 1965, картон, масло, 69х90 100 000
Совком Александр Дейнека, 1899 - 1969 Окно в мастерской, 1947, холст, масло, 65,5х90,7 250 000
Совком Аркадий Пластов, 1893 - 1972 Царские кудри, 1930, холст, масло, 70,4х49,7 39 000
Галерея Шишкина Николай Ромадин, 1903 - 1987 Лесной мир 1960-е, холст, масло, 99х118 28 000
Совком Петр Оссовский, 1925 Наковальня, 1973, холст, масло, 107,5х85,5 17 000
Аукционный дом "Кабинет" Аркадий Рылов, 1870 - 1939 Пейзаж, 1926,бумага, темпера, 36х53,3 18 500
Галерея Шишкина Евгений Окс, 1899 - 1968 Автопортрет, 1933, бумага, масло, 30х24 51 000

Получайте все события Аукционного дома