Вчера, 25 октября, в галерее «Совком» состоялся вечерний аукцион «Русское и западноевропейское искусство XIX — ХХ веков» (№ 131). Устроители анонсировали «крупнейшие в текущем полугодии» торги.
Аукцион, и правда, стал крупнейшим — не только по количеству предложенных работ (208 лотов), но и по посещаемости (в зале постоянно находилось от 50 до 60 человек). Основной торг шел именно в зале, и покупали не 6–8 человек (как это часто бывает), а добрая половина участников. По моим скромным подсчетам, покупки в зале делали 30 человек! Причем брали не один-два лота, а по несколько работ. Не было торгов с безумным превышением эстимейтов, но в целом покупали много (продано 60 % лотов). Вещи уходили в зал либо по нижнему эстимейту, либо с борьбой в три-четыре шага. Всего в зал ушло 95 лотов; по телефону купили только 8 лотов; заочные ставки победили 20 раз.
Создалось впечатление, что в зале собрались участники примерно одной весовой категории, которые торговались с умом и в меру своих материальных возможностей. Не было тяжеловесов, которые бы скупали все подряд и уводили бы торг в заоблачные выси, недоступные для большинства участников. Аукцион в целом прошел при здоровом, равномерно распределенном спросе, чему способствовала, надо думать, хорошая подборка лотов и справедливая их оценка. Каталог у «Совкома» получился действительно удачный, вещи были на любой вкус — от передвижников до нонконформистов, от декоративных цветочных натюрмортов «для дачи» до газетных коллажей В. И. Уфимцева 1920-х годов. Публика в зале была не менее разнообразная —обоих полов и всех возрастов; дилерская молодежь заняла последние ряды и дверные проемы.
Аукционное действо удалось на славу. Организаторы не только начали вовремя, но и не затянули торги дольше полутора часов — вполне разумный временной регламент (сразу вспомнилась университетская пара). Во-вторых, конечно же, активный зал. За все самое интересное торговались здесь и сейчас, причем большинство работ либо висело в зале, либо выносилось в зал. Не удалось вживую увидеть шесть лотов со звездочкой (как пояснил Юрий Тюхтин, работы находятся в Лондоне и привезти их на аукцион в Москву слишком дорого, учитывая риск не продать их); четыре работы, снятые до торгов; а также три вещи Георгия Савицкого, которые до воскресенья пробудут на выставке в рамках Антикварного салона в ЦДХ. Ведущий настаивал на демонстрации некоторых картин даже тогда, когда торг за них уже прошел, и прошел неудачно. И порой это приводило к покупательским экспромтам. Так, когда в зал вынесли не проданный мгновенье назад нежно-розовый натюрморт «Хризантемы» М. Овсянниковой (лот 174) зал (особенно его женская половина) прямо-таки ахнул от умиления; а когда ведущий еще и снизил старт со 100 до 90 тысяч рублей, в зале сразу нашелся покупатель. Не устоял зал и перед очарованием «Портрета грузинской княгини» Н. В. Харитонова: весомым аргументом тоже стало снижение старта, причем существенное — с 800 до 600 тысяч рублей.
AI в своих публикациях не устает напоминать, что плохой аукционист может загробить самый лучший каталог, а вот хороший аукционист да при хорошем каталоге — это сила! Юрий Тюхтин — аукционист блестящий (как мы уже сто раз писали и с удовольствием повторяем в 101-й раз). Пара удачных аргументов — и лот уходит с молотка. «Вот только вчера мы получили на эту работу экспертизу», — замечает ведущий о пейзаже «Набережная» Константина Горбатова (лот 83), и сразу торг доходит до 360 тысяч рублей (эстимейт 300–500 тысяч рублей). Выставляется акварель с ночным Петербургом неизвестного автора начала ХХ века, эстимейт 30–45 тысяч рублей, особого интереса нет. «Подпись есть, только мы ее не сумели разобрать, может, кому больше с этим повезет», — заметил Тюхтин, и результат в 36 тысяч не заставил себя ждать. Не обошлось и без забавных эпизодов. Торг за пейзаж Давида Бурлюка (лот 31) начали со 150 тысяч рублей, однако, как только нашелся счастливый покупатель за эту цену, вдруг выяснилось, что с эстимейтом, как говорится, «ошибочка вышла», и что старт на деле составляет 1,5 миллиона рублей. Ведущий так легко и непринужденно прокомментировал случившееся, что никто даже не возмутился; работу, однако же, не купили.
Топ-лотом аукциона стало масштабное (157 х124), красочное полотно «Деревенские мальчишки» передвижника Н. П. Богданова-Бельского (лот 67, эстимейт 6–10 миллионов рублей). В ходе борьбы зала и телефона эта музейного качества работа ушла к участнику в зале за 8 миллионов. Вторым топ-лотом стал «Интерьер с самоваром» С. Ю. Жуковского (эстимейт 4,8–6,4 миллиона рублей). Картина все торги висела прямо за стойкой ведущего, и, по-видимому, участник с первых рядов так на нее насмотрелся, что в итоге купил ее за 5,2 миллиона рублей. Три заявленных как топ-лоты работы не купили: «Сад с розами» П. Кончаловского (лот 89, эстимейт 8–12,8 миллиона рублей), «Стога» Н. Ромадина (лот 103, эстимейт 7–10 миллионов рублей) и «Летний вечер» А. Грицая (лот 104, эстимейт 3,2–4,8 миллиона рублей).
По 3 миллиона рублей заплатили за две отсутствовавшие в зале вещи — не привезенный из Лондона «Натюрморт с рыбой» Моисея Кислинга (лот 75) и выставленный в ЦДХ натюрморт «Георгины» Георгия Савицкого (лот 107). Причем в первом случае сыграла заочная ставка, а в другом — телефон. За очень декоративный акварельный натюрморт «Гладиолусы» А. В. Фонвизина (лот 111, эстимейт 320–450 тысяч рублей) боролись сразу несколько участников, разогнавшие цену молотка до 530 тысяч рублей. Почти полностью (за исключением одной работы) раскупили стринг театральной графики Александра Бенуа, М. Добужинского и А. Экстер. Неплохо разошелся и стринг нонконформистов: 900 тысяч — за «Трансформацию Пикассо» М. Шемякина (лот 178), 650 тысяч — за «Бабочку» Л. Пурыгина (лот180), 85 тысяч — за В. Немухина (лот 183), 450 тысяч — за Э. Неизвестного (лот 184), 2,2 миллиона — за лондонского О. Рабина (лот 185), 250 тысяч за А. Зверева (лот 196) и т. д. Весь аукцион принес 68,8 миллиона рублей, что в денежном выражении составляет 43,5 % от усредненного суммарного эстимейта.
На торгах побывала Мария Онучина, AI
http://artinvestment.ru/invest/russia/20121029_sovcom_report.html
СОВКОМ в социальных сетях: