В галерее "Совком" открывается выставка со звучным названием «Эпохи». На ней представлено творчество пяти художников, объединенных в первую очередь родственными связями. Тут есть отец и мать, сын и дочь и даже внучка: отрезок истории русского искусства с конца 1930-х по сей день оказывается историей семейной. Подобные затеи, с одной стороны, пугают нагромождением лишних смыслов, а с другой — увлекают фолкнеровским замахом: а вдруг и правда получится история. Первый фигурант выставки - советский классик Макс Авадьевич Бирштейн. Ученик Грабаря, младший друг Дейнеки и Фалька, Бирштейн, наверное, один из самых ярких представителей советского импрессионизма. Провинциальные виды, ненавязчивые сценки, картины из поездок от тундры до Сингапура, портреты друзей-художников в мастерских. Работы Бирштейна абсолютно внеидеологичны и, несмотря на все слова о попытках "непосредственного восприятия мира", вымученно вялы. Сам Бирштейн при этом, кажется, был радостным человеком, помогал молодым нонконформистским художникам и оставил по себе исключительно хорошую память. Творчество жены Бирштейна – художницы Нины Ватолиной разделяется на две очень важные части. В одной Ватолина — еще более тихий и, пожалуй, более интересный (не столь навязчиво-невыразительный) живописец, чем ее муж. Во второй части она автор известных советских агитационных плакатов, среди которых созданный в 1941 году знаменитый "Не болтай!". Это, наверное, наиболее интересный аспект выставки: возможность посмотреть, как в одном человеке уживались тонкий камерный портретист и автор одних из самых громких в СССР живописных высказываний. В отличие от отца Владимир Надеждин-Бирштейн не был сколько-нибудь востребованным художником, первая выставка состоялась уже после его смерти, в 2000 году. По манере Бирштейн-младший не так далек от родителя, однако его картины более наивны и по-своему обреченно-воздушны. Совсем иначе пишет дочь Бирштейна и Ватолиной — Анна Бирштейн. Ее живопись чрезвычайно экспрессивна, часто это натюрморты и портреты, с трудом удерживающиеся от перехода в яростную абстракцию. Последний участник выставки — дочь Анны Бирштейн, важный участник рейв-движения 1990-х и модельер Маша Цигаль.
СОВКОМ в социальных сетях: