Пресса о нас

«Готовьте ваши денежки», Архидом, № 2 (51), 2005.

19 марта галерея СОВКОМ проведет очередной аукцион «Советская и современная живопись», на котором наряду с первыми именами советского искусства (Налбандян, Герасимов, Пластов, братья Ткачевы) будут представлены современные звезды отечественного искусства (Завьялов, Лысенко, Терещенко, тенета). Аукцион обещает быть впечатляющим не только по уровню продаваемых работ, но и по уровню цен: владельцы галереи предполагают, что топ-лот торгов – «Море. Чайки.» Налбандяна – будет продан не менее, чем за 60-70 тысяч долларов. Галерейный бизнес растет в России не по дням. а по часам. Увеличивается количество галерей, выставляемых работ, модных имен, проводимых салонов, вернисажей и аукционов. Однако ясности в коммерческой деятельности галерей, и особенно в системе ценообразования на предметы искусства, пока, увы, не прибавляется.

Что продается, что покупается, по каким ценам и с какой перспективой - об этих тайнах «Архидому» рассказал директор галереи «Совком» (а по совместительству – председатель совета директоров одноименного банка) Юрий Тюхтин, который уверен, что сделать этот рынок прозрачным и адекватным могут только компании с солидным финансовым капиталом и безупречной репутацией.

А: Юрий, надо полагать. Ваша галерея как раз такая - богатая и честная?
Юрий Тюхтин.: Да, конечно, финансовую поддержку в случае необходимости нам всегда может оказать «Совкомбанк», с корпоративной коллекции которого и начиналось наше собрание. И мы даем очень надежные гарантии своим клиентам - предоставляем провенанс [от фр. ргоvеnаnсе - происхождение - история владельцев картины, се перемещения), без которого на западном рынке работы вообще не продаются. Мы действительно дорожим своей репутацией, и поэтому почти все работы, представленные на наших аукционах, проходят экспертизу или Третьяковской галереи, или Института Грабаря, или Института реставрации. Кроме того, процентов 90 нашей коллекции приобретено у самих художников или наследников – это, конечно, значительно снижает степень риска. Сейчас ведь проблема подделок очень актуальна. .
Если раньше подделывались только очень дорогие произведения, то сейчас любая работа с ценой от 1000 долларов может оказаться не подлинной.

А.: И как быть покупателю, если купленная на аукционе картина окажется подделкой?
Ю. Т.: Вообще-то такого у нас ни разу не было. Но если произойдет, мы готовы выкупить работу обратно, хотя, строго говоря. согласно международному аукционному правилу Саvеаt Еmptor, совсем не обязаны это делать. Всем участникам аукциона до его начала предоставляется возможность оценить работы, и если покупка совершена, то покупатель сам несет ответственность за свой выбор. Но, повторяю, для нас важнее доброе имя, и мы вернем покупателю деньги, если окажется, что он приобрел подделку.

А :А правда ли, что даже подлинные работы Вы тоже иногда принимаете обратно?
Ю. Т.: Да, хотя это, конечно, относится к картинам, купленным в галерее, а не на аукционе. Многим людям, особенно тем, кто только начинает интересоваться предметами искусства, трудно сразу решиться на крупную покупку (скажем, стоимостью выше 10 тысяч долларов). Поэтому некоторым клиентам мы сохраняем «пути к отступлению», и если человек решит, что купленная работа ему не нужна, он может ее вернуть.

А.: Кто, по Вашим, наблюдениям, чаще всего покупает дорогую живопись?
Ю. Т.: У нас четыре основные категории покупателей.
Первые - коллекционеры, которые точно знают, что им нужно и сколько они готовы заплатить. Вторые-люди, которые только начинают интересоваться этой темой и, покупая картины, параллельно «образовываются», учатся понимать и ценить искусство. Третьи занимаются оформлением своего дома и ищут вещи, «подходящие» под интерьер. Ну а четвертая категория, пока не самая многочисленная, рассматривает такую покупку как долгосрочные инвестиции.

А :И насколько такие инвестиции рискованны?
Ю. Т.: Как финансист могу сказать, что при инвестировании в антиквариат риск минимален. Хорошее искусство, несмотря на колебания рынка, неизбежно превращается в деньги, приобретая статус финансового инструмента. Цена на него, так же как на недвижимость, растет постоянно. Время от времени могут возникать проблемы с ликвидностью (скажем, во время войн или других глобальных потрясений), но обесцениться они практически не могут, тогда как какие-нибудь ценные бумаги просто превратятся в ничто.

А.: Тематика Вашей галереи специфична. Почему Вы решили сделать ставку именно на советское искусство?
Ю. Т.: На мой взгляд, это самое перспективное направление. Потенциал роста цен в живописи 20-90-х годов прошлого века огромен, и как стремительно идет этот процесс, видно уже сейчас. Если пять лет назад первые имена (Дейнеку, Герасимова, Щербакова, Пименова) можно было
купить за 5 тысяч долларов, то теперь цена на их работы доходит до 100. А скоро она поднимется до 200-250 тысяч, сравнявшись с европейскими ценами. И я уверен, что расти цены на советское искусство будут еще лет десять.

А.: То есть без сотни, тысяч долларов к Вам на аукцион и идти не стоит?
Ю. Т.: Вовсе нет. Несмотря на то, что лидеры продаж в ходе аукциона поднимаются в цене довольно значительно - до 70-80 тысяч при старте в 30-40 тысяч, мы продаем много недорогих работ. И поскольку, например, на графику советского периода пока цены весьма невысоки, за 1000 долларов и даже меньше можно приобрести вещь музейного уровня! А это, безусловно, очень правильное вложение средств.

А.: А кого Вы числите в лидерах предстоящего 19 марта аукциона?
Ю.Т.: Без всяких сомнений, это «Море. Чайки» Налбандяна, пейзаж Пластова и три очень хороших этюда братьев Ткачевых. Вообще на этом аукционе появится много всего любопытного. Например, можно будет приобрести пять иллюстраций Сутеева к известным стихам Сергея
Михалкова. Помните: «Мы с приятелем вдвоем...», или работы Кукрыниксов – Куприянова, Крылова, Соколова - они, кстати, впервые будут представлены все вместе. Будут легендарные и модные Зверев и Яковлев, будет много современных художников: Завьялов, Лысенко, Терещенко.
Тенета.

А.: От аукциона к аукциону растет уровень и размах представляемых Вами собраний. Не мечтаете ли Вы стать российским Cristie’s?
Ю. Т.: Лет через 5-10 - почему бы и нет? По крайней мере, пока у нас есть желание и возможность расширять поле своей деятельности. В этом году, например, мы проведем семь аукционов, и наша коллекция, в которой сейчас более 2000 работ, позволяет планировать их состав заранее. И уже на ближайших аукционах появятся не только картины, но и плакат, фотография, скульптура, фарфор. В дальнейшем к ним. вероятно, добавятся и книги. Однако наша задача - не просто продавать как можно больше. Мы хотим сделать этот процесс максимально открытым и цивилизованным. Чтобы вся статистика и бухгалтерия была прозрачной, чтобы цены были объективными, чтобы происхождение вещей не вызывало вопросов. Я коллекционер с многолетним стажем и понимаю, что это просто необходимо нашему
отечественному рынку предметов искусства.

А.: Но Вы не только коллекционер, Вы еще и финансист со стажем. Скажите, зачем Вам, привыкшему управлять миллионными потоками, нужна вся эта суета со сделками на тысячи долларов?
Ю. Т.: Во-первых, мне просто доставляет удовольствие то, чем я занимаюсь. Я получаю драйв от общения с художниками, независимо от того, являются ли они членами Союза, лауреатами премий и академиками или только начинают свой путь в искусство, с коллекционерами, среди которых масса потрясающих личностей. Во-вторых, мне кажется, мы делаем нужное дело. Хорошие вещи, которые часто находились на чердаках и в гаражах, попадают в хорошие руки – домашние коллекции. А, в-третьих, у меня растут двое детей – мальчик и девочка, и мне бы очень хотелось, чтобы кто-нибудь из них продолжил начатое мной дело.

Получайте все события Аукционного дома