Пресса о нас

«Новички начинают и … выигрывают». Надежда Назаревская. ANTIQ.INFO №32, сентябрь 2005

Прошедший сезон 2004-2005 годов обозначил новый этап в развитии российского антикварного рынка. Значительно расширились его границы, появилось большое число новых участников, обозначился новый пласт антиквариата — отечественное искусство XX столетия. Русское искусство XX века можно разделить на несколько самостоятельных направлений: дореволюционное искусство, искусство русского зарубежья и наследие советского периода. На первоначальном этапе становления российского рынка советское искусство было неким экзотическим «постперестроечным» товаром. В последнее пятилетие с советским искусством стали работать многие галереи, но их деятельность была довольно хаотична как в выборе направления деятельности, так и в ценообразовании. О рынке советского искусства мы уже писали («Антик.Инфо», № 28). Но по окончании антикварного сезона 2004-2005 годов возникла необходимость вновь вернуться к этой теме, поскольку сегодня обозначились четкие тенденции развития. При участии покупателя, готового заплатить за тот или иной предмет определенную сумму, формируются цены. Они становятся известными в ходе аукционных торгов и могут служить материалом для аналитических прогнозов и дальнейших весомых инвестиций в отечественный антиквариат.

Наибольшее число аукционов, проведенных антикварами за прошедший сезон, пришлось на сегмент искусства советского периода. Лидерами здесь стали давно известная на рынке Галерея Леонида Шишкина и новая галерея «Совком». О деятельности Л.С.Шишкина антикварная пресса писала неоднократно. Сегодня мы предоставляем слово директору галереи «Совком» Юрию Тюхтину.

— По роду профессиональной деятельности, — говорит Юрий Тюхтин, — я финансист. На протяжении десяти лет собираю живопись, хорошо знаком со многими коллекционерами, галеристами и дилерами. Формирование нашей галереи «Совком» начиналось с корпоративной коллекции «Совкомбанка». Постепенно сложилась хорошая коллекция советской живописи и графики XX века. Ко мне обращались многие друзья и коллеги с просьбами о приобретении чего-либо интересного. Я приглашал их к нам. Так складывалось вокруг галереи сообщество ценителей искусства, сформировалась первоначальная клиентская база. Тогда мы решили профессионально заняться антикварным бизнесом. Просчитали все «за» и «против». Сочли сложившуюся к осени 2004 года конъюнктуру российского антикварного рынка благоприятной. В России уже есть люди, готовые приобретать искусство, появились настоящие коллекционеры, а некоторые и инвестируют в антиквариат. Я знаком с людьми, которые покупают в год несколько работ почти на миллион долларов, однако 900 тысяч долларов они оставляют на зарубежных аукционах и лишь около 100 тысяч долларов тратят в самой России. Мне представляется, что россияне должны покупать родное искусство в самой России: здесь выбор больше и цены ниже. Пугает людей одно — отсутствие гарантий. Крупные постоянные продажи возможны только при цивилизованном рынке. Мы стремимся создать открытую, прозрачную компанию, где правила «игры» законны и понятны и покупателям, и продавцам.

Сразу был составлен график предстоящих аукционов. К тому времени в нашей коллекции уже было собрано более 2000 произведений: этого было вполне достаточно для формирования торгов на год вперед. К каждому аукциону обязательно издается каталог. Для оформления печатной продукции мы используем определенный, однажды найденный дизайн. На обложку каталога мы выносим одно из произведений Леонида Сойфертиса. Кстати, нам посчастливилось приобрести у его наследников почти все собрание этого интересного мастера. В течение сезона мы удачно продавали его работы, и цены от аукциона к аукциону возрастали. Если на декабрьском аукционе листы Сойфертиса продавались за 550-600 долларов, то на последнем — июньском — они приобретались за 1150-1500 долларов, а некоторые были проданы за 2800-3000 долларов.

Перед нами стояла сложная задача — активно войти в сложившееся антикварное пространство, запомниться новым собирателям. Я считаю, что эту задачу мы решили. Но главное, конечно, то искусство, которое мы предлагаем. В начале мы позиционировали себя как галерею советской и современной живописи. Но коллекцию последнего в сезоне, пятого аукциона мы собрали из различных «пластов» и назвали его «Только первые имена русского, советского и современного искусства». Нас интересуют первые величины в отечественном искусстве XX столетия. Главное — художественное качество, оно всегда ликвидно. Важна яркая индивидуальность, творческое «я» художника, а его регалии, звания и награды — второстепенны. Этим критерием мы руководствуемся и при выборе произведений современных мастеров. Мы привлекаем художников к долговременному сотрудничеству, заключаем долгосрочные (от 5 лет) контракты. Проводим некоммерческие выставки, приглашаем на них своих давних друзей и новых клиентов. Так, в прошедшем сезоне в нашей галерее прошла персональная выставка Германа Завьялова — самобытного, на редкость цельного, мощного русского художника. На выставке была продана половина работ.

Рекордного процента продаж мы достигли на последнем аукционе, который прошел в июне. Из ста работ непроданными остались всего одиннадцать. По непонятным для меня причинам не нашли своего покупателя работы мастеров объединения «Бубновый валет»: А. Лентулова, П. Кончаловского и Р. Фалька. Замечательные пейзажи, созданные художниками в 1930-х годах, не привлекли внимания публики. Возможно, именно датировка оттолкнула потенциальных коллекционеров. Первоначальные предложения были значительно ниже эстимейта.

Удачно, с превышением старта в два с половиной раза, за 25 тысяч долларов мы продали «Пейзаж с чертополохом» Маревны (Марии Воробьевой-Стебельской) — русской парижанки, чья выставка прошла недавно в Третьяковской галерее.

Цены на русское искусство XX столетия, в частности традиционно называемое «советским», постоянно растут. За сезон они возросли на 50%. И не только на произведения классиков — А. Дейнеки, Ю. Пименова, Д. Налбандяна, Н. Ромадина, но и на полотна других хороших живописцев, работавших в то время.

В сегменте продаж советского искусства плодотворно могут работать несколько крепких антикварных структур. Мы сотрудничаем с Леонидом Степановичем Шишкиным: у нас сложились ровные, доброжелательные отношения, налажен обмен информацией. В будущем сезоне мы предполагаем раздвинуть тематические рамки наших аукционов. Предполагаем провести аукцион советского фарфора. Кроме того, в 2006 году нас ожидает аукцион советской фотографии и плакатов. Тематическое и предметное разнообразие русского искусства XX века практически безгранично. Нужно просто работать. И работать профессионально.