Пресса о нас

«С уклоном в суровый стиль пройдёт первый аукцион Совкома-2006». Дмитрий Буткевич, Независимая газета. №15 от 27 января 2006

Галерея Совком проводит 4 февраля первый в нынешнем календарном году аукцион с порядковым номером 10. Во второй раз торги пройдут в недавно отстроенном собственном помещении галереи на улице Щепкина. На этот раз выставляется 119 лотов – чуть больше обычного количества. Это исключительно произведения живописи и графики мастеров советского периода, – галерея, похоже, пока отказалась от включения в свои каталоги работ художников русского, «досоветского», академизма, что бывало раньше. И при этом заявила в качестве ближайшего направления развития «фарфор и фотографии известных мастеров».

Стоит особо отметить как несомненно положительное качество каталога Совкома, что каждый лот сопровождается указанием на его провенанс (происхождение). Либо «из частной коллекции», либо «от наследников», а чаще всего – «из собрания галереи Совком».

Коллекция получилась очень качественной: это буквально история советской живописи 60-х-70-х годов. Особенно бросается в глаза великолепная подборка крупнейших представителей так называемого «сурового стиля».
Начнутся торги, по совкомовской традиции, мини-стрингом работ известного графика 60-х Леонида Сойфертиса. Пять его журнальных иллюстраций-карикатур оцениваются от 800 до 1100 долл. В первой части каталога стоит отметить несколько работ классиков советского искусства, начинавших свою художественную деятельность еще в первые послереволюционные годы. Это абхазский пейзаж Николая Терпсихорова (60х96; оценка 6,5–7 тыс. долл.), букет Николая Тырсы (65х54; 1931; 17–19 тысяч), «Шиповник» Порфирия Крылова из Кукрыниксов (34х24; 2,2–2,5 тыс.), «Портрет жены» Сергея Герасимова (25х31; конец 1930-х; 4,2–4,5 тыс.) и самый дорогой лот аукциона – большое полотно Надежды Удальцовой «На уборке урожая» (100х85; конец 1930-х). Этот лот получил эстимейт 53–55 тыс. долл. Не обошлось, конечно, и без традиционного для московских аукционов советского искусства Дмитрия Налбандяна. «Вид Ватикана» кисти знаменитого портретиста всех лидеров СССР (40х70; 1963), работа опубликованная, с хорошим провенансом, предварительно оценена в 20–22 тыс. долл.

Самым дорогим лотом на аукционе Совкома 4 февраля станет большая картина Надежды Удальцовой 'На уборке урожая' с оценкой 53 – 58 тыс. долл.
Средняя часть каталога посвящена мастерам «сурового стиля». Иван Сорокин «Весна в Тарусе» (50х70; 1967; 5,5–6 тысяч). Владимир Стожаров «Осень» (17х32) – ранняя картина (1946) редко встречающегося в продаже художника, – 6–6,5 тыс. Виктор Попков «Бильярд» (бумага, фломастер; 29х40), – художник, работы которого настолько подскочили в цене после крупнейших продаж в прошедшем декабре в Лондоне, что даже простенький рисунок фломастером оценивается в 15–16 тыс. долл. Николай Андронов «Зимнее окно» (60х50), – работа поздняя (1990), но художник дорогой, отсюда и оценка в 7–8 тысяч. Дмитрий Жилинский «На склоне холма» (30х66; 1984), довольно высоко оцененная для темперы в 5500–6000 также из-за редкости на рынке работ художника. Ефрем Зверьков «Ледоход на Мезени» (36х50; 1975), оценивающаяся не слишком высоко для столь типичной работы этого мастера: 5–5,5 тыс. Братья Ткачевы с очень поздней, 2003 года, работой «Скворечник» (50х40; 4500–4800). Подборка из трех работ Андрея Тутунова, две картины Петра Оссовского, одна из которых – «Кузнец» (47х47; 7–8 тысяч) – довольно ранняя, написана в 1973 году. Крайне редкий для рынка художник Эдуард Браговский с неоднократно экспонировавшейся картиной «Ранняя весна» (78х100), которая оценена в 10–12 тыс. долл. Почти не встречающийся в свободной продаже Гелий Коржев с эскизом к знаменитой картине «Художник» из собрания ГТГ. Работа происходит из частной коллекции, сам художник ничего не продает, поэтому за картон 1978 года размером 44 на 37 см. выставлен немалый эстимейт 10–12 тысяч.
И, наконец, явный топ-лот всех торгов – полотно Виктора Иванова «Кафе Греко» (56х61). Это авторский вариант картины 1974 года, считавшейся в середине 70-х одним из символов «сурового стиля» или «романтического реализма», как его еще иногда называли в те годы. Изображены пять «столпов» этого направления: Коржев, Оссовский, Зверьков, Жилинский и сам Иванов в раздумьях о судьбах искусства за столиком знаменитого римского кафе «Греко», где перебывали все знаменитости арт-мира. Эстимейт этого знакового полотна составляет 28–30 тысяч долларов.

Получайте все события Аукционного дома