Пресса о нас

«Случайные вещи попадаются редко или не попадаются совсем». Роман Фролов, FORBES, Ноябрь 2005

Цены на соцреализм за пару лет утроились. Эксперты утверждают,что это далеко не предел. ЭТО ТРУДНО БЫЛО ПОВЕРИТЬ ЕЩЕ 10 ЛЕТ НАЗАД. ДА что там—даже пять лет назад соцреализм с его идеологическим подтекстом казался коммерчески неперспективным. Изображения рабочих, колхозников и вождей мирового пролетариата недорого сбывали иностранцам в качестве сувениров наравне с комсомольскими значками и
ХОХЛОМОЙ.
Наконец, пару лет назад советским искусством заинтересовался и российский средний класс.Для нынешних покупателей уже нет никаких табу: соцреализм—это ностальгия. Их привлекают невысокий уровень цен на рядовые полотна советских художников и "жизнеутверждающий пафос" картин. Такими полотнами хорошо украшать стены загородных домов и пентахаусов. Многие работы покупают бизнесмены для подарков плитикам и высокопоставленным чиновникам. Ирония истории: соцреализм органично смотрится в их кабинетах.Важное преимущество соцреализма: установить происхождение произведений, относящихся к этому жанру, легко. Часто бывают живы сами авторы и уж тем более их наследники или искусствоведы, лично знавшие художников. «Здесь почти нет и не может быть чудесно потерявшихся, а потом чудесно найденных работ, как это иногда случается, например, с картинами старых мастеров», —говорит Юрий Тюхтин, владелец галереи с многозначительным названием «СОВКОМ». Большинство работ делалось на заказ, и висели они в госучреждениях, поэтому их историю можно проследить совершенно прозаическим путем —по накладным и квитанциям. Все громкие работы хорошо известны, а рядовые картины пока стоят не так дорого, чтобы имело смысл их подделывать.
Сам по себе рынок огромный — за время существования СССР профессиональных художников было несколько тысяч. И это, безусловно, затрудняет выбор—как во всем ворохе предложений отличить гениальную работу от банального ремесленничества?
К самым ценным относят работы так называемых академиков — действительных членов Академии художеств (АХ), лауреатов государственных премий, одним словом,
художников, признанных советской властью. Это Александр Дейнека, Александр Герасимов, Дмитрий Налбандян, Юрий Пименов, Гелий Коржев, Николай Ромадин, Яков Ромас.
Работы народного художника СССР и действительного члена АХ Налбандяна, одного из немногих, кому дозволено было рисовать Сталина с натуры, еще 12 лет назад продавались за пару тысяч долларов. К 2003-му цены выросли до $10 000, а сейчас достигли $20 000-30 000.
Картины знаменитого пейзажиста, кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Николая Ромадина за последние два года выросли в цене с $2000-4000 до $15 000-20 000. Некоторые выдающиеся его работы доходят до $50 000.
Но это классики социалистического жанра, а как обстоят дела с менее известными художниками? Недооценены, по мнению Юрия Тюхтина, представители так называемого сурового стиля. Это течение возникло в конце 1950-х годов, когда героями полотен стали люди суровых профессий, но не Стахановы, а безымянные летчики, геологи и строители. Из пока недорогих авторов того времени Тюхтин выделяет Петра Оссовского, Виктора Иванова, Эдуарда Браговского. По словам галериста, за последний год цены на их работы выросли с $5000 до $10 000-15 000 и вырастут еще как минимум до $25 000.
Яркий представитель «сурового стиля» — Виктор Попков, автор монументального полотна «Строители Братской ГЭС». По словам Тюхтина, еще два года назад за его картины давали $2000. А минувшей весной на аукционе Sotheby's в Лондоне «Электрики» Попкова ушли за lb14 400 ($26 000). Вообще-то «настоящее» полотно художника хранится в одном из петербургских музеев, в Лондоне же была продана его ранняя авторская версия — ситуация, характерная для рынка соцреализма.
Помимо соцреалистов второго плана, есть еще графика и этюды тех же академиков или же произведения советских карикатуристов и графиков — они стоят от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, и это по карману даже не самым богатым коллекционерам.

Получайте все события Аукционного дома