Пресса о нас

Советское – значит отличное. Антиквариат. Евгения Гершкович, Ирина Осипова. Журнал Мезонин. №98 февраль 2008.

Сегодня востребованы индустриальные пейзажи и спорт. Изображения Ленина не популярны, зато вернулся интерес к товарищу Сталину. У нас есть ряд заказов на кабинетные вещи с его изображением. Вероятно, магия личности и авторитарные тенденции в обществе порождают эту моду. В первую очередь люди ищут первые имена: «суровый стиль» или советских импрессионистов, либо реалистов-романтиков. Цены растут стремительно. Юрий Тюхтин (галерея «Совком»):
- За тот довольно долгий срок, что вы занимаетесь советским искусством, как изменилась
ситуация на рынке?
- Мода меняется постоянно. Пять лет назад был актуален хрестоматийный соцреализм с красными флагами, теперь советские атрибуты перешли в разряд сувениров и дорогие
вещи на эту тему коллекционерам уже не нужны. Сегодня востребованы индустриальные
пейзажи и спорт. Изображения Ленина не популярны, зато вернулся интерес к товарищу
Сталину. У нас есть ряд заказов на кабинетные вещи с его изображением. Вероятно, магия
личности и авторитарные тенденции в обществе порождают эту моду. В первую очередь
люди ищут первые имена: «суровый стиль» или советских импрессионистов, либо реалистов-романтиков. Цены растут стремительно.
Я неоднократно озвучивал тенденцию ежегодного роста цен на 50-100%, сейчас повторю то же самое. Попков, Иванов, Оссовский, братья Ткачевы - по каждому из них уже были продажи свыше ста тысяч, хотя еще недавно они стоили гораздо дешевле. «Подтянулись» художники 1940-50-х годов. Они уже попали в раздел антиквариата и стоят дорого.
Мы занимаемся разными художниками, «выстреливают» не все, но если уж имя попало в модную волну, цены на него растут быстро.
- А когда это началось? Когда советский период стал серьезным сегментом арт-рынка?
Еще в 1988-89 годах пошла волна ажиотажного спроса, когда на Западе цены были уже
высоки. Потом интерес возрастал, падал, вновь возрастал. Могу однозначно сказать: цены
на советское искусство на нашем рынке сейчас выше, чем на западном. Идет реэкспорт
работ: все, что туда вывозилось чуть ли не фурами, возвращается, и часто, чтобы продать
работы, владельцы везут их в Россию. Центр торговли советским искусством однозначно
Москва. Дома «Sotheby's» и «Christie's» советское искусство на торги выносят нечасто. Год назад перед ними встала дилемма: что продавать - искусство 1960-70-х годов или соцреализм? «Другое» искусство на Западе было известно еще со времен знаменитых московских торгов «Sotheby's» в 1988 году, соответственно на Западе его больше, чем соцреализма, им и занялись. Но хороший реализм на западных аукционах тоже иногда появляется. Сегодня Пименов, Дейнека, Самохвалов на Западе стоят $ 20-40 тыс., но были прецеденты и выше миллиона. Думаю, представители «сурового стиля» придут в эту ценовую категорию лет через десять. С точки зрения инвестиций покупать их сейчас очень выгодно.
- Выгоднее инвестировать в искусство советского периода или современное?
- Что больше по душе. Искусство- инструмент, позволяющий решать и инвестиционные задачи, и эстетические. Многие собиратели покупают картины не для того, чтобы складировать их в депозитарии и ждать, когда они подорожают: ими украшают дом, потом что-то продают. Существуют два лагеря, не пересекающихся между собой: одни любят реализм, вторые - так называемое «другое искусство» (нонконформизм, наивное искусство, авангард}.
- Работы высокого качества есть на рынке или уже осели в коллекциях?
- Рынок «вымылся». Если два-три года назад на Антикварном салоне еще можно было увидеть работы Дейнеки и Лименова, то теперь они чаще всего не настоящие. Причем доходит до смешного: мы продаем работы Льва Шепелева, и точно такая же работа висит на Салоне- на ней написано, что это Пименов! И это при том, что Шепелев-то еще жив.
Просто смешно. Я однажды купил часть архива питерского художника Беленького.
Естественно, мы и продаем его прекрасные сангины за $ 400-500 как Беленького.
А те сангины, которые я не купил, из того же архива, на Салоне висят уже с подписью Шухаева и стоят по $ 20-30 тыс. каждая.
- Помимо живописи вы продаете прикладное искусство - бронзу, фарфор. Насколько это востребовано на рынке?
Отличные результаты на торгах дает букинистический материал. Из советского периода продаем книги 1920-30-х годов. Хорошо идут детские книги этого времени, прижизненные издания Маяковского, поэтов Серебряного века, книги по архитектуре сталинской эпохи. Что касается декоративно-прикладного искусства, то хороших советских вещей мало. Встречается либо дорогой агитационный фарфор ($ 10-50 тыс.), либо дешевый фарфор и фаянс ЛФЗ, заводов Конаково, Дулево ($ 2-3 тыс.). Думаю, тех же дулевских вещей скоро не будет совсем. Их и сейчас уже почти нет, хотя еще два года назад в любом магазине они попадались в большом количестве. В последнее время появился новый тренд - садово-парковая скульптура. Мы даже начали отливать ее с гипсов, которые у нас давно хранились. Это известные скульпторы 1950-60-х годов, работы которых представлены Третьяковке и в Русском музее. Имеется интерес и к малым, кабинетным формам.
- А какова ситуация на рынке с мебелью советского времени?
Мебель есть, и даже очень дорогая: встречаются вещи конструктивистские или предметы,
просто стоявшие в сталинских домах, включая здание МГУ. Вещи единичные, высоко ценятся, но рынка на них нет в силу их слишком малого количества. Проще, конечно, заниматься мебелью русской или западной, чем советской. Если, к примеру, нам заказывают кабинет эпохи модерн, в течение года мы его найдем в хорошей сохранности,
но если поступит заказ на аутентичный советский кабинет, то я эту задачу вряд ли решу.
 

Получайте все события Аукционного дома