Позитивные оценки и прогнозы после XXXII Антикварного салона хотелось услышать всем, но вот ставить под ними свою подпись желающих не находилось. После первых же открытых торгов полку реалистов, будем надеяться, прибыло. Прежде чем рассказать о том, как проходили торги, хочется поговорить о ситуации, сложившейся на арт-рынке к середине марта этого високосного года. Только что закончился ХХХII Антикварный салон, который AI, едва ли не единственный, оценил как очень успешный (несмотря на недружелюбный шепот за спиной о «приукрашивании действительности»). 2012-й вообще начался хорошо: бизнес оживился в двадцатых числах января; несмотря на политические баталии, не сбавил своей активности в феврале и ярко отметился на Антикварном салоне. Было неожиданно большое количество посетителей, как следствие — продажи и новые контакты. А что еще нужно уставшим от кризиса галеристам для счастья? Правильно: нужно «продолжение банкета». И вот хороший повод оценить практически, в цифрах и процентах, текущее состояние дел на арт-рынке, потому что более наглядного варианта, чем открытый аукцион, придумать сложно. Тем более что аукцион не проходной, не будничный, а, как позиционировали его сами устроители, «большие торги», с двумя сотнями лотов серьезной, качественной живописи и графики XIX — XXI веков (три века, между прочим) и с ценами от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. Итак, начнем. Народу пришло много, на глазок, около 50-60 человек. Очень правильная публика: серьезные мужчины от 40 до 60, но были и женщины, в основном лет тридцати. Я специально каждый раз так подробно останавливаюсь на портрете участников торгов, потому, что, во-первых, любая подробность интересна, а во-вторых, полезно знать, что и кем востребовано на рынке. Приходилось слышать, что, мол, антикварная живопись не для молодежи (молодежью будем считать публику 25–30 лет), что молодежь предпочитает современное искусство и переключится ли, повзрослев, на антиквариат — большой вопрос. Странная логика. Можно подумать, что те, кто сегодня предпочитает антиквариат, молодыми или вообще не были, или все же были и влюбились в нынешний антиквариат, когда тот еще был современным искусством, т. е. 50, 100, 200 и более лет назад... Ладно, поживем — увидим. А пока заканчиваем лирическое отступление и возвращаемся в зал. Перед торгами спросил директора «Совкома» Юрия Тюхтина, какие лоты он считает самыми интересными, что уйдет с боем, каков вообще его прогноз на торги. От развернутого ответа он воздержался — боялся сглазить (что, кстати, само по себе уже показательно: о скверных ожиданиях вслух говорят без опаски); сказал только, что интерес к торгам большой, что 17 заочных ставок и около 20 участников, желающих торговаться по телефону, — это необычно много. И на том спасибо. Зал потихоньку наполнялся, будущие участники рассматривали картины, не довольствуясь каталогом (опытные люди знают, что в каталоге работа может выглядеть только или лучше, или хуже, аутентичного воспроизведения по естественным причинам в природе не существует). Я тоже несколько минут погулял по залу — многие картины оказались несравнимо лучше своих каталожных родственников. Все расселись, торги вел сам Юрий Михайлович Тюхтин. Каждому лоту он давал краткую характеристику, иногда сопровождая ее собственной оценкой: не упустите возможность — это не дорого или музейный уровень, если не купите, то хоть посмотрите, раз есть такая возможность. Я обычно не люблю, когда во время торгов подробно описывается лот (для этого есть каталог и собственные глаза), но в этот раз как-то так ловко получалось, что слова не сбивали ритма торгов и были очень уместны: несколько раз именно после них участники вступали в торг. В результате аукцион прошел в хорошем темпе, за два часа, и с отличным результатом. На торги было выставлено 194 лота с общим эстимейтом 80 070 000 — 119 420 000 рублей. Продано 100 лотов (52 %) на сумму 47 511 000 рублей (47,6 %). 52 процента по лотам — много это или мало? Если смотреть по предыдущему году, то для «Совкома» результат как раз средний (было лучше, было хуже), но в целом для внутрироссийского рынка очень хороший. Кстати, оговорюсь: здесь и далее результатом будем называть то, как окончились торги в зале. 76 лотов были куплены в зале, 10 — по заочным ставкам и 14 — по телефону (последние — почти всегда с торгом в несколько шагов). Удивляет здесь то, что, несмотря на будний день и пробки, люди мало того что доехали до аукциона, так еще и активно участвовали. Нередко бывает что народу в зале много, а покупает пять-шесть человек, но не в этот раз: покупателей было много, почти ползала, а может, и больше (что опять-таки необычно для последнего времени). А из этих покупателей половина были те самые молодые женщины, на которых я обращал ваше внимание в начале статьи. Вели они себя, понятное дело, непредсказуемо, иногда поднимая бид в самый последний момент, после правильных слов ведущего о лоте. Ну что ж, очередной плюс ведущему, раз умеет верно оценить аудиторию и говорить правильные слова в нужный момент. Теперь о том, что и как покупали. Первые три гравюры не вызвали особого интереса: из трех куплена одна по телефону без торга. А вот на графику А. Н. Бенуа покупатели нашлись: из восьми лотов куплены пять, причем три из них одной и той же дамой. Графика в этот раз была востребована: из трех работ Б. А. Альмедингена (лоты 12–14) куплены два; из четырех эскизов М. В. Добужинского (лоты 15–18) куплены три. За некоторые слегка (в два-три шага) торговались, и во всех случаях победительницами были женщины. Дальше торги пошли ровно, без борьбы, лоты покупались по старту. Неожиданно для ведущего не проданным оказался «Амстердам в лунную ночь» А. П. Боголюбова (лот 26), а вот за холст «Зима. У околицы» Р. А. Берггольца (лот 29) в борьбу вступили два участника в зале и заочная ставка; за семь шагов со старта в 600 тысяч рублей цена поднялась вдвое, до 1,2 миллиона, победил зал. В специальном стринге произведений на тему охоты не вызвали интереса работы европейских художников XIX века; не помог им ни хороший размер, ни вполне достойное качество, ни комфортный ценовой диапазон (10–50 тысяч у. е.). А вот за темперу «Тетерева на току» В. Л. Муравьёва (лот 47) схватились телефон, заочная ставка и зал; со старта 250 тысяч в пять шагов дошли до 450 рублей, победил зал. В борьбе за 6-7 шагов ушли холст «По лосю» С. С. Ворошилова (850 тысяч рублей, лот 49), картон «Глухари» К. С. Высотского (500 тысяч рублей, лот 50), холст «По лисам» А. С. Степанова (1,2 миллиона рублей, лот 51). Три-четыре человека в зале боролись за холсты «Зубры в зимнем лесу» Я. И. Бровара (1 миллион рублей, лот 55), «Охота на волка с борзыми» Е. А. Тихменёва (1,4 миллиона рублей, лот 56), «Охота на лисицу» С. С. Ворошилова (750 тысяч рублей, лот 58). Известно, что охотничья тема всегда востребована, но, как видим, пока только в произведениях отечественных художников. В маленьком «нефтяном» стринге послевоенной живописи (лоты 97–101) продано три работы, все по старту, что удивило ведущего: Странно… При таких ценах на нефть должны бы идти вверх и цены на картины этой тематики, но нет. Пока не идут. Не нашлось ни желающих в зале, ни заочных ставок на карикатуры В. Н. Дени и Кукрыниксов (лоты 120–123). Рисунок Н. Н. Жукова «В. И. Ленин на прогулке» (лот 124) вызвал небольшую бурю в стакане воды (т. е. небольшой торг) исключительно потому, что ведущий обратил внимание зала на девушку на велосипеде, которой помогал В. И. Ленин: Обратите внимание, девушка-то совсем не школьница. Отрицательный результат двусторонней работы «Обнажённая» Р. Р. Фалька (лот 125), оцененной в 30–45 тысяч рублей, ведущий (справедливо, на мой взгляд) назвал курьезом аукциона. А вот за следующий лот того же Фалька — карандашный портрет К. С. Юмашевой (Володиной) — серьезно схватились три человека в зале, и рисунок с торгом в десять шагов со старта 30 тысяч ушел за 70 тысяч. Эта борьба дает нам лишний штрих к характеристике уровня аудитории в зале. Искусствовед Кира Семёновна Володина (1918–2009), ученица М. В. Алпатова, специалист по творчеству А. А. Иванова, и ее муж, участник перелета Москва — Северный полюс — США в 1937 году, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, живописец, общавшийся с М. А. Волошиным, Р. Р. Фальком, И. И. Машковым, П. Д. Кориным, Н. М. Ромадиным, П. П. Кончаловским, обладатель прекрасного собрания живописи А. Б. Юмашев много лет дружили с В. В. Стерлиговым и Т. Н. Глебовой, активно переписывались с ними; на даче Юмашевых в Алупке Стерлигов много и плодотворно работал. К удивлению устроителей, невостребованным оказался стринг плакатов и рисунков к ним (лоты 128–134); только один из них, забавный рисунок Л. В. Сойфертиса «В мясной лавке» (лот 132), ушел по старту, за 50 тысяч рублей телефонному покупателю. В обычной галерейной работе плакаты, как правило, востребованы, а тут, может быть, эстимейты оказались высоковаты? Без азарта и с половинным успехом прошли торги по четырем помпезным советским картинам (лоты 151–154). Картины «Дружба» И. В. Радомана, запечатлевшая образ «дорогого товарища Леонида Ильича», (лот 151) и «В. И. Ленин на параде 1 мая на Красной площади» Б. П. Николаева (лот 154) остались непроданными. «Портрет маршала Г. К. Жукова» работы В. Н. Яковлева (лот 152) продан по старту за 1,1 миллиона рублей покупателю на телефоне; холст «Мир. Труд. Май» А. Н. Садчикова (лот 153) продан по старту за 300 тысяч рублей участнику в зале. Что действительно оказалось востребованным, так это работы шестидесятников. И это радостно. Возврат интереса к этому направлению в момент, пока цены еще кризисные, дает прекрасную возможность сделать удачные покупки. Отличная «Кошка» Владимира Яковлева (лот 163). С явно низкого старта в 100 тысяч цена в борьбе между тремя участниками в зале и телефоном за 9 шагов дошла до 180 тысяч. И это совсем не дорого, на мой взгляд, за такую работу. Тонкий лиричный «Портрет О. М. Асеевой» Анатолия Зверева (лот 165) продан по старту за 30 тысяч рублей. За пастель «Нимфы» Вячеслава Калинина (лот 169) зал решил немного подраться; запала участников хватило на 9 шагов, что не помешало им поднять стартовую цену более чем вдвое и остановиться на 65 тысячах рублей. Хороший большой холст Оскара Рабина «Город с фигурами» (лот 171) борьбы, удивительно и жаль, не вызвал, но был продан по старту за 1,5 миллиона в зал. Роскошный (судя по картинке в каталоге, т. к. сама работа находится в Лондоне) «Цвето-музыкальный овал» Дмитрия Плавинского (лот 172) продан по заочной ставке по стартовой цене в 1,5 миллиона рублей. Серьезная борьба развернулась за метровый холст «Цветы зимы» Люси Вороновой (лот 175); со старта в 500 тысяч несколько человек в зале и телефон догнали цену до 950 тысяч рублей, и победил участник в зале. Для многих эта драчка оказалась неожиданной, но только не для AI, который следит за творчеством художницы и с удовольствием лишний раз радуется хорошему аукционному результату ее работы. Перед торгами в зале и во время аукционной выставки устроители обращали внимание на выход отличного альбома Люси и успешные торги на международных аукционах, и вот результат. Как в целом охарактеризовать прошедший аукцион? Он показал, что наш оптимистичный прогноз после XXXII Антикварного салона оправдывается. Мы видим активность покупателей, и это прекрасно. Мы видим удачные покупки по хорошим ценам, и это тем более прекрасно. Теперь наш совет и пожелание: если мы находимся в начале подъема, то инвесторам — успеть поймать хорошие цены, коллекционерам — поймать хорошие работы по пока еще хорошим ценам. Константин Бабулин, AI
СОВКОМ в социальных сетях: