Пресса о нас

Торги по русскому и европейскому искусству. http://kommersantuk.com/?p=2257/ 19.10.2012 г.

25 октября в московской галерее «Совком» пройдут большие торги по русскому и западноевропейскому искусству. Об этих торгах и вообще о состоянии сегодняшнего арт-рынка «Коммерсанту» в Великобритании рассказал владелец и руководитель галереи «Совком» Юрий Тюхтин. — Юрий, расскажите, пожалуйста, пару слов о Вашей галерее и аукционном доме?

— Мы работаем и в аукционном, и в галерейном формате одновременно уже около 10 лет. На аукционы приносят все. Например, сейчас, 25 октября, будет продаваться уникальный кубок Автопромторга, посвященный первому автомобильному пробегу (по маршруту Москва — Ярославль — Смоленск — Псков — Петроград — Москва) в Советской России 1923 года со стартом в $ 5 000, много это или мало — покажет аукцион. Думаю ни одна другая галерея в Москве не сможет предложить весь спектр имен и разных живописных течений в ХХ веке, которые будут представлены и проданы в течение 2 часов. Здесь и русская классика, и парижская школа, соцреализм, суровый стиль, нонконформизм и актуальные художники-современники.

— Вы упомянули про ближайший аукцион. А какие лоты Вы можете на нем еще отметить?

— Это наш крупнейший сезонный аукцион, и крупнейший в полугодии: кстати, уже 131-й, и мой сотый, который я буду проводить как аукционист. На нем 208 лотов, многие из которых знаковые. Музейный, полутораметровый Н. П. Богданов- Бельский — это русская классика начала века, со стартом в $ 200 000, музейного качества натюрморт С. Ю. Жуковского, 1924 года, тоже большого, метрового размера, с очень заманчивым стартом — $ 150 000. Подборка натюрмортов в этом аукционе как никогда хороша. Узнаваемый натюрморт советского академика Г. К. Савицкого «Георгины» публиковался в конце 40-х годов ХХ века миллионными тиражами. Это любимое произведение автора до последнего времени хранилось наследниками, которые предоставили этот безусловный шедевр советской эпохи на торги. Из представителей парижской школы хочу отметить два натюрморта: М. Кислинга «Натюрморт с рыбой» и раннего А. М. Ланского «Праздничный натюрморт». Они обладают и хорошим качеством, и привлекательной стартовой ценой — $ 100 000 и $ 50 000, соответственно. Михаил Шемякин своим «Метафизическим портретом» гигантского размера представляет классику нонконформизма, кстати, рядом с «Метафизическим натюрмортом» Дмитрия Краснопевцева и замечательной работой Эрнста Неизвестного. Последние 10 лет Аукционный дом «Совком» — безусловный лидер продаж сегмента советской живописи, но в этот раз стринг классической пейзажной живописи чрезвычайно разнообразен, здесь гармонично соседствуют А. М. Грицай с программной работой «Летний вечер» (подарок автора нынешнему владельцу) и его сын Александр Грицай, безвременно ушедший из жизни, но очень одаренный художник, чьи работы редкость на арт-рынке; ромадинские «Стога» с его фирменным розоватым утренним небом — безусловно, одна из лучших картин автора, которая, так же как и «Сад с розами» Петра Кончаловского 1932 года, является топ-лотом аукциона.

— Как Вы оцениваете состояние арт-рынка в Москве? И какое искусство, на Ваш взгляд, сейчас более востребовано?

— Рынок переживает не лучшие времена, многие галереи, в том числе и знаковые, закрылись. Каковы причины? После десятилетия стремительного роста цен абсолютно на все многим было сложно перестроиться. Сейчас приходится работать в 10 раз больше, а зарабатывать значительно меньше. При этом могу констатировать, что цены на шедевры и первые имена растут, просел сегмент недорогих средних вещей. Причем независимо от течений всегда востребовано качество. Если говорить о реалистической школе, конечно, пейзажи и натюрморты более желанны, чем, скажем, пусть и замечательная, но портретная живопись. Сейчас серьезный интерес к позитивной советской классике. Темы спорта, праздника у многих вызывают здоровую ностальгию. На антикварном салоне, который в эту субботу откроется у нас, проходит выставка советского академика Г. К. Савицкого, о работе которого, участвующей в торгах, я уже упоминал. Его жанровые пейзажи и натюрморты 30–40-х годов вызвали большой интерес даже в период подготовки этой экспозиции, что-то уже было продано. Радует, что после его шумных выставок 40–50-х годов, которые проходили в Третьяковке и Русском музее, удастся показать очень значительную часть его наследия сейчас.

— Важный вопрос для наших читателей: насколько просто вывезти приобретенные, скажем, у Вас работы за пределы России, и много ли у Вас клиентов-иностранцев?

— Если вы покупаете произведения по возрастному критерию до 100 лет, это сделать достаточно просто, нужно получать разрешение в Росохранкультуре. Конечно, хотелось бы большей либерализации в этом вопросе: зачем, например, вводить эти ограничения на произведения современных художников или на работы стоимостью до $ 10 000, но правила таковы. Мы оказываем этот сервис, и стоит он недорого — от $ 100–1000, время, которое уходит на оформление всех документов, — неделя-две. Существуют и сервисные компании, которые доставят груз «от гвоздя до гвоздя», поэтому здесь обычная практика, как и в других странах, может быть, немного больше бюрократии. Иностранные клиенты — это примерно 20–25 процентов наших покупателей. В последнее время сильный спрос на советское искусство со стороны Китая. Есть и тенденция, что купить они хотят лучшие и самые дорогие лоты. Русская классика и нонконформизм их не интересует, такие работы больше востребованы в Европе и России.

— На слуху несколько судебных прецедентов, связанных с подлинностью работ. Какова Ваша практика? Насколько актуален этот вопрос?

— У нас нет ни одного неурегулированного спора, нет ни одного текущего судебного процесса по этому поводу. Мы гарантируем подлинность произведений, представленных в наших аукционах, и несем по ним гарантийные обязательства.

— Собираетесь ли Вы открывать представительство или галерею в Лондоне?

— Пока нет, но это в планах на будущее. Здесь рынок более жесткий и конкурентный, чем в России, и пока у нас неплохо получается работать там, с другой стороны — отток наших клиентов, в том числе и в Лондон, очевиден. Пока есть большое желание работать, и это самое главное.

Москва | ул. Щепкина, 28 | www.sovcom.ru