Пресса о нас

Увлечение и бизнес. Настоящее и будущее галереи “Совком”. НГ-Антракт, Антиквариат, № 12 (201), Пятница, 13 апреля 2007 года.

Галерея “Совком” появилась на российском антикварном пространстве всего несколько лет назад, но сразу заняла прочное положение среди аукционно - выставочных организаций, специализирующихся на искусстве XX века.
Галерея расширяет свою деятельность каждый год. О нынешнем состоянии “Совкома” и планах на будущее мы беседовали с владельцем галереи Юрием Тюхтиным.
- Юрий Михайлович, расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания галереи и с чего все начиналось.
- Началось все с увлечения. В 2000 году я стал собирать корпоративную коллекцию для банка, приобретая работы известных советских художников. Стоили они дешево, покупали много, иногда целые наследия или мастерские. Поэтому очень быстро сформировались фонды, с которыми нужно было что-то делать. Наши первые выставки поставили нас перед выбором – многие работы захотели купить. Организовав галерею и осознав, что она рентабельна и способна существовать самостоятельно, в 2004 году начали проводить аукционы. Активность на торгах с самого начала оказалась значительной. Мы всегда продавали больше половины выставленных лотов.
- Долгое время название галереи по созвучию ассоциировалось именно с советским искусством. Это случайность или намеренное решение?
- Советское искусство было приоритетно, с него начинали и сейчас продаем его, очевидно, больше всех. При этом с дилерами и галереями сложились хорошие рабочие отношения. Кроме того, мы даем публичные ориентиры объективного ценообразования. Кому-то это не нравится, но таких меньшинство. Для формирования команды, структуры и технологии аукциона нужно было реализовать тысячи предметов в течении года, это легче было делать в этом сегменте – искусство прошлого века понятно всем, недорогие качественные вещи всегда востребованы. По поводу названия. “Совком” – это аббревиатура Совкомбанка: “Современный, коммерческий…”, а не от жаргонного слова “совок”. Многие его считаю удачным, многие – нет, но при этом запоминают все, а это главное.
- Охарактеризуйте концепцию галереи и аукционов на сегодняшний день.
- Галерея и аукционный дом – две части одного целого. Галерея – это выставки и арт – проекты, часто не коммерческие, основная концепция которых – русское искусство XX века. Аукционный дом – это комиссионные продажи, структурированные по различным разделам. Здесь мы будем продавать абсолютно все, на что существует рынок и клиенты. На сегодняшний день это два больших аукциона весной и осенью – русское и западноевропейское искусство XIX – XX веков, ежемесячные дилерские аукционы – “Прямые продажи”, отдельно букинистка и советская живопись. Осенью появятся специализированные аукционы “Фотография, графика, плакат”, “Монеты, медали”, “Стариные и редкие рамы”, торги декоративно-прикладным искусством. В этом году пройдет более 25 аукционов, в следующем около 50. Качество выставляемых лотов неуклонно растет. Например, 21 апреля мы будем продавать две работы Александра Волкова, одна из которых – “Свадьба” 1972 года – в настоящее время находится на его персональной выстаки в Третьяковке и предварительно оценена в 500 тыс. долларов. Многие произведения участвовали в выставках, например, скульптурная композиция “Ягненок” Ивана Ефимова (выставка объединения “Мир искусства” в 1913 году), “Зимний пейзаж” Лукьяна Попова (Товарищество передвижных художественных выставок). Качество трети из 250 лотов соответствует музейному уровню.
- Каким образом и на основание каких критериев ведется отбор вещей?
- Критерии при отборе следующее: качество, цена и происхождение вещи (провенанс). Очень сложно убедить владельцев выставить вещи по привлекательным ценам, многие не понимают, что чем ниже стартовая цена, тем больше потенциальных покупателей примут участие в торгах. Конечная цена на аукционах всегда объективна. Для нас очень важны подлинность и происхождение вещи, а также понимание того, что мы сможем ее продать. Все лоты, выставляемые на аукцион, проходят проверку специалистов. Мы сотрудничаем с экспертами ГТГ, ГРМ, Института имени Грабаря, ГосНИИР, Пушкинского музея. Репутацией мы дорожим, и каких-либо конфликтных ситуаций у нас до сегодняшнего дня не было. Финансовые гарантии, которые мы даем, - дополнительный аргумент для наших клиентов.
- Недавно у вас появились новые букинистические торги. Станет ли букинистка отдельным большим направлением галереи?
- Книги, рукописи, автографы – очень востребованный материал. Проблем со стартом в этом направлении не было – удалось привлечь правильные вещи по правильным ценам. Это автографы и записи Малевича, Петрова – Водкина, “Острожская библия” Федорова, полный комплект каталогов редких и замечательных русских книг, изданных Шибановым, впервые выставлявшийся на аукционах. Покупатели сразу отреагировали, особенно приятно, что это профессиональные букинисты и собиратели редкостей. Рост цен в ходе торгов здесь значительно выше, иногда на порядки. Так, на последнем аукционе книга Шрейдера “Наш Дальний Восток” при старте в 8 тысяч рублей была продана за 45 тысяч рублей, а бывает все наоборот. Замечательные книги уходят и по старту – например, “Царскую охоту” Кутепова на первом аукционе мы продали всего за 45 тысяч долларов США при рыночной цене 80-100 тысяч долларов. Продаваемость лотов почти стопроцентная, букинистические аукционы как регулярные торги у нас состоялись, они будут ежемесячными с перерывом на летние каникулы.
- Немного о вашей собственной коллекции, из чего она состоит, кто из художников представлен.
- Это тема для отдельной беседы – собрание обширно. Начиная с художников, входивших в объединение ОСТ, до мастеров “сурового стиля”. Оно продолжает пополняться, и его еще предстоит структурировать. Считаю, что мне повезло: у меня сложились хорошие человеческие отношения с живыми классиками – братьями Ткачевыми, Виктором Ивановым, Петром Оссовским. Они очень сильно повлияли на формирование моего художественного восприятия.
- Немного о планах на будующее, новых проектах и задумках.
- Планы у нас вполне реальные. Новые проекты галереи очень разнополярны: “Ученица Матисса – Вера Глинка”, фотовыставка “Лучшее” Сергея Мальцева, “Афазия” – выставка Сергея Бугаева (“Африка”), “Дорогая моя столица” – графика 50-70-х годов к юбелею Москвы. Что касается аукционов, то мы стремимся довести их количество до 50-60 в год по всем существующим в мировой практике разделам. Важно выстроить отношения со специалистами по нумизматике, филателии, ювелирному искусству. У них есть материал, у нас структура, технология и желание работать. Как быстро это получится, зависит и от состояния арт – рынка в целом, и, конечно, от нас самих. 

Получайте все события Аукционного дома