Пресса о нас

Век на продажу. Аукционы и коллекции. Ведомости, №42 (225), 29 октября 2010.

Второго ноября галерея и аукционный дом «Совком» проводит торги по русскому и европейскому искусству. 162 лота, представленные в каталоге, отражают практически все сферы арт-рынка, в которых «Совкому» удалось утвердиться за свою шестилетнюю историю — от советской официальной и неофициальной живописи до декоративно-прикладного искусства и нумизматики. Первоначально специализация «Совкома» была довольно узкой. В то время как западные аукционные дома присматривались к неофициальному искусству, организаторы «Совкома» делали ставку на советскую живопись — работы художников-станковистов (Таир Салахов, Павел Никонов) и первостатейных соцреалистов вроде Гавриила Горелова или Дмитрия Налбандяна. Именно на торгах «Совкома» были уплачены рекордные суммы за работы Александра Дейнеки («Девушка, завязывающая ленту», $925 тысяч) и Александра Самохвалова («Портрет летчика», $665 тысяч). Вполне возможно, что на нынешних торгах будет установлен еще один рекорд. Среди топ-лотов — поздняя работа Юрия Пименова, монументальный холст «Сотворение мира» 1973 года. Практически все лучшие вещи этого признанного классика советской живописи, выпускника московского ВХУТЕМАСа и одного из основателей Общества станковистов еще в советские времена попали в ведущие музеи страны. Поэтому качественные работы Пименова на рынке — большая редкость. «Сотворение мира» всего год назад было выставлено на аукционе Sotheby's в Лондоне в рамках престижных вечерних торгов русского искусства — и ушло с небольшим превышением нижней планки начальной цены за GBR 121,3 тысячи (более 5,8 млн рублей). На «Совком» картина выставлена с эстимейтом 6-7,5 млн рублей.

Развитой соцреализм и поздний авангард

Советскую классику на аукционе также представляют две поздние работы Георгия Савицкого, одного из основателей Ассоциации художников революционной России, объявившей авангард «вредными измышлениями». Смачный натюрморт «Флоксы в зеленой вазе» и этюд «Вечер на Волге. Плес» оценены в 0,9-1,5 млн рублей. Эстимейт работы «Окно на Белое море» (1940) мастера лирического пейзажа Николая Ромадина — 600-900 тысяч рублей. Еще один важный лот — пейзаж «Угол дома. Зима» 1904 года Игоря Грабаря (эстимейт 2,5-4 млн рублей). До революции Грабарь сотрудничал со многими авангардными журналами и объединениями — его статьи публиковали в «Мире искусства», «Аполлоне», а живописные работы показывали на Осеннем салоне в Париже и на выставке русского искусства, устроенной Дягилевым в 1906 году (она стала пробным шаром перед знаменитыми «Русскими сезонами», открывшимися годом позже). Но в советские времена он стал классиком искусствознания, а не живописи, и свою Сталинскую премию получил за двухтомную монографию об Илье Репине. «Пейзаж с дорогой» Станислава Жуковского (1920-е), еще одного участника объединения «Мир искусства», был написан в 1920-е, незадолго до отъезда художника из Советской России. Он оценен в 2-3 млн рублей. Акцент на официальном искусстве позволяет «Совкому» выставлять на торги поздние, часто спорные по своему художественному значению работы мастеров русского авангарда, которые вынуждены были приспосабливаться к советским художественным реалиям. Пейзаж «В окрестностях Москвы», написанный Аристархом Лентуловым в 1940 году, уже ничем не напоминает яркие кубофутуристические работы периода его членства в объединении «Бубновый валет». Тем не менее это произведение стало одним из топ-лотов аукциона, его оценили в 2,5-4,5 млн рублей.

Вглубь и вширь

Быстро прославившись продажами советской живописи и вовремя оценив потенциал отечественного арт-рынка, несколько лет назад «Совком» начал расширять тематику. В каталогах все чаще появлялись работы русских классиков XIX века, затем шестидесятников и даже современных художников, предметы декоративно-прикладного искусства. Все эти направления есть и на ноябрьских торгах. На аукцион выставлено два карандашных портрета молодой девушки, сделанных Ильей Репиным в 1867 году, — оба оцениваются в 280-400 тысяч рублей. Кроме того, в каталоге есть несколько эскизов театральных костюмов, выполненных Александром Бенуа и Мстиславом Добужинским (каждый оценен в 100-150 тысяч рублей). Неофициальное советское искусство на ноябрьском аукционе «Совкома» представлено довольно скудно. Впрочем, качественных работ неофициальных художников на нашем рынке в принципе немного — с начала перестройки их за символические деньги приобретали и вывозили западные арт-дилеры. Тем не менее покупателей может заинтересовать акварель Бориса Свешникова «Березы» (1986). Она происходит из собрания известного коллекционера и искусствоведа Александра Глезера, одного из организаторов печально известной «бульдозерной выставки» 1974 года. Работа оценена в 50-100 тысяч рублей. Анна Арутюнова Для Пятницы № 42 (225) 29 октября 2010