Весенние торги аукционного дома «Совком» предлагают около 200 лотов с общим эстимейтом $4-5 млн. Для Москвы, масштаб весьма заметный, тем более что главным приоритетом торгов организаторы называют «только качественные, первоклассные лоты». «Совком» начал проводить регулярные аукционы с 2004 года, перед этим будущий аукционный дом существовал в виде галереи, показывавшей в основном работы из собрания своего основателя Юрия Тюхтина и корпоративной коллекции Совкомбанка. Первые три года аукционы посвящались в основном советской живописи, потом на торгах появи-лась русская классика и немного западного искусства. Перед кризисом 2007-2008 годов «Совком» проводил по 30 аукционов в год по широчайшей тематике, включающей нумизматику, букинистику, рамы. Потом пришлось пересмотреть политику продаж: количество аукционов резко снизилось — до пяти в 2013 году, столько же планируется и в 2014 году. «Оборот, напротив, растет, — говорит глава аукционного дома Юрия Тюхтин . — В 2013 году он составил 126 млн руб. только от публичных продаж, и в основном его делают два крупных сезонных аукциона русского и западноевропейского искусства XIX-XX ков. Приоритет таких аукционов — только качественные первоклассные лоты, это должно сработать. Сейчас аукционные дома растут как грибы, но мой прогноз: через пару лет останется три-четыре игрока. Выживут только те, кто имеет постоянный круг клиентов и занял свою специфическую нишу. Поэтому мы сознательно ушли от всего, в чем сейчас неконкурентоспособны». Между торгами «Совком» проводит выставки, поддерживая интерес клиентов к «своим» художникам, а состав предстоящего аукциона — яркая иллюстрация его новой стратегии.
Русская «коллекционерская» классика — самый важный и сильный раздел предстоящих торгов. Кисти Василия Верещагина (брата более знаменитого антимилитаристского живописца Петра Верещагина) принадлежит Желанная встреча (Свидание князя Серебряного с Еленою Морозовой) на сюжет из романа Алексея Толстого. Это идеальный образец адаптированной в стиле «неорюсс» исторической картины, очень качественной, с использованием достижений современного (академического) итальянского опыта. Роскошное полотно является топ-лотом торгов, оно оценено в $700 тыс. - $1,2 млн. Песнь воды Леонида Туржанского (эстимейт $50-80 тыс.), где большую часть полотна занимает начинающий подтаивать, синеватый мокрый снег, и Весна в лесу, майская, с цветущей черемухой, Петра Петровичева отсылают к одной и той же выставке Союза русских художников 1913-1914 годов. Вечерам в деревне Александра Степанова демонстрирует интересное влияние символизма (или в более общем смысле модерна) на совсем реалистическую живопись: крестьянские девушки гуляют в голубых сумерках по роскошной сизой грязи. Образцовый символизм в живописи — Зимний сон Витольда Бялыницкого-Бирули, представляющий застывший вид церковки в зимнем лесу, смутный, полный томления и неясных предчувствий. Всего в разделе старой русской живописи будет около 20 работ.
Раздел русского зарубежья и импрессионизма на торгах совсем небольшой: натюрморт с цветами Моиса Кислинга, работа Отона Фриеза, пейзаж с деревьями Пьера Монтезина, произведения Николая Тархова и Сергея Судейкина.
Советская живопись (давний конек «Совкома») представлена первыми именами, и цены тут не только ниже, а местами и повыше, чем в других разделах. Здесь полотно классика соцреализма Федора Решетникова Шахматная задача, Портрет Степана Назарова кисти Аркадия Пластова, большое полотно Владимира Попкова. Триптих составляют три оригинала иллюстраций (маслом на бумаге и холсте) Юрия Пименова к книжке Самуила Маршака Хороший день, изданной в 1949 году. Триптих оценен в $300-600 тыс. Оригинал к обложке книги Наша авиация (1939) Александра Дейнеки стоит $150-250 тыс. Завершают советский раздел «семидесятники», например полотно Адам и Ева Дмитрия Жилинского. Картина представляет собой более камерный вариант сюжета, хранящегося ныне в Музее Людвига в Кельне: гимнасты Лисицкие, позировавшие для картины, демонстрируют зрителю «картину в картине» — своих альтер эго, нагих Адама и Еву под деревом познания (эстимейт $120-170 тыс.). В разделе нонконформистов — тоже проверенные рынком имена: Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский. На торгах будет также раздел фотографии, начиная со съемок праздничного обеда в Царском Селе в 1900-х годах и заканчивая советской классикой Дмитрия Бальтерманца. Отдельного интереса на аукционах «Совкома» заслуживает графика, традиционно представленная в широком ассортименте и по более скромным ценам. Этот раздел неизменно востребован, и, по словам Юрия Тюхтина, 10-15 клиентов целенаправленно приходят на торги с тем чтобы покупать именно графику. На прошлых торгах ажиотажный успех имели несколько эротических листов — нынешней весной раздел будет расширен. Коллекционерам предложат Матроса и милую Бориса Кустодиева (эстимейт $20-30 тыс.), единственный известный лист Александра Дейнеки к Гавриилиаде, Купальщицу Александра Щевченко.
Татьяна Маркина.
Аукционный дом «СОВКОМ». Русское и западноевропейское искусство ХIX-XX веков. Москва. 3 апреля.
СОВКОМ в социальных сетях: