Традиционные осенние торги аукционного дома «Совком», которые состоятся 25 октября 2018 г., обещают стать заметным событием на российском арт-рынке: для аукциона «Русское искусство» отобрано более 150 лотов. Стартовые цены всех лотов в суммарном эстимейте составляют более 2 000 000 долларов США. Представленное собрание позволяет составить полноценное представление об отечественной живописи советского периода – в каталоге работы классиков социалистического реализма соседствуют с произведениями нонконформистов и представителей московской концептуальной школы.
Безусловный интерес представляет полотно «Париж. Улица Виавани» Александра Герасимова – первого президента Академии художеств СССР (1947 по 1957) и обладателя всех возможных регалий советского периода. Для большинства имя Александра Герасимова в первую очередь ассоциируется с программными жанровыми полотнами, будь то ««И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» или «Гимн Октябрю». Здесь же представлен камерный городской пейзаж, который, скорее, напомнит произведения позднего Константина Коровина – такого Герасимова знают немногие. Картина «Париж. Улица Виавани» экспонировалась на монографической выставке «Александр Герасимов. К 135-летию художника», прошедшей в Государственном Историческом музее в начале 2016 года.
Жанровая живопись советского периода представлена довольно широко: это и «Эскиз росписи аванзала павильона международной ярмарки в Лейпциге "Молодежь"» Игоря Радомана, и монументальное полотно «Да здравствует Советская республика!» Николая Карахана, и несколько произведений Георгия Савицкого и многие другие работы. Интересна картина «Давай закурим» Льва Народицкого, название которой отсылает к одной из самых популярных песен времен Отечественной войны.
Необычайно широко представлена пейзажная живопись: имена Дмитрия Налбандяна, Юрия Кугача, Валентина Сидорова и Ефрема Зверькова по праву входят в золотой фонд отечественного искусства ХХ века. Яркий и солнечный «Пароход «Россия» Георгия Нисского имеет не только художественную, но и историческую ценность: в августе 1951 года репродукция этой работы была опубликована на обложке журнала «Пионер». Также на торги выставлены блестящие произведения представителей Владимирской школы Валерия Кокурина и Кима Бритова, причём бритовский пейзаж «На озере» был создан в 1974 году – работы этого периода сегодня нечасто встречаются на российском арт-рынке.
С особой гордостью эксперты аукционного дома отмечают «Натюрморт с подковой» Владимира Стожарова – именно натюрморты с хлебами, братинами, самоварами, крынками, кувшинами и прялками считаются наиболее характерными для этого уникального живописца, обладавшего редким даром колориста. Работа репродуцирована: Каталог «Стожаров. Каталог Произведений Живопись Рисунок», Советский Художник.1977 г., стр. 12; альбом В.Стожаров "Русский Север", Советский художник, Москва. 1972 г., стр.9-10; книга «Стожаров», Белый Город, Москва, 2006 г. Принимала участие во Всесоюзной художественной выставке в Москве (1961).
Отдельного упоминания стоят «Мутанты» Гелия Коржева, удивительного живописца, творчество которого многие искусствоведы связывают с традициями европейского модернизма. Эту связь, в частности, отмечает заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский в статье, посвященной выставке, проходившей в ГТГ в 1916 году. Более того, Боровский ставит Коржева в ряд с такими художниками, как, например, Люсьен Фрейд. Образы фантастических чудовищ появились в творчестве Коржева в середине 70-х гг. Сам он называл их загадочным словом «Тюрлики», и сегодня нет единой точки зрения, что же именно символизируют эти существа: одни полагают, что на этих картинах изображено современное общество с его пороками, другие считают, что художник был визионером и писал бесов.
Произведения корифея московской концептуальной школы Ильи Кабакова, возглавляющего список самых дорогих ныне живущих российских художников (по версии The Artnewspaper) нечасто появляются на отечественном арт-рынке. Его работы, скорее можно встретить в залах крупнейших музеев: как раз сейчас в Государственной Третьяковской галерее проходит масштабная ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех». Представленная работа весьма характерна для альбомов Кабакова, над которыми он активно работал в 1970-е годы.
Михаил Григорьевич Пашинин (1921—1996).
Представитель плеяды ведущих художников Федоскинского промысла, автор ряда знаковых сюжетов лаковой миниатюры, таких, как «Снегурочка», «Каменный цветок», «Лель». Художник был одним из лучших портретистов Федоскинского промысла лаковой миниатюры. Автор ряда знаковых сюжетов лаковой миниатюры, а также великолепных портретов видных политических и культурных деятелей, космонавтов, героев революции 1917 года и др. По заказу правительства СССР ему доверялось выполнение портретов видных политических деятелей, послов иностранных государств, королей, деятелей науки и искусства. Представленные на торгах портреты происходят из коллекции Н.М. Шверника и были вручены ему на пятилетие работы в должности Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Вручались Швернику Н.М. на его пятилетие работы в должности Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Алексей Викторович Щусев (1873 — 1949).
Знаменитый архитектор, лауреат множества премий, в числе которых - четыре Сталинских, академик. Ведущий архитектор Советского Союза. В 1911 году Щусев стал главным архитектором комплекса зданий Казанского вокзала. Но только к концу августа 1913 года архитектор представил в министерство путей сообщения детальный проект. Еще не было у Щусева ни одного проекта, на подготовку которого он затратил бы более двух лет. Этот вокзал можно считать делом его жизни. Так же в числе его проектов здание НКВД на Лубянской площади и Дворец Советов - одно из двух зданий, где в проекте принимали участие все знаменитые советские архитекторы начала и середины XX века. Представленные на аукционные торги работы А.В. Щусева являются знаковыми и имеют несомненную коллекционную ценность.
Гриценко Николай Николаевич (1856 — 1900).
Маринист. Работал также как пейзажист, является автором архитектурных пейзажей, видов морских портов, воспроизводил изображение кораблей российского военного флота. В 1894 году стал художником Морского министерства России. С 1886 года принимал активное участие в выставках АХ и разнообразных объединений российских художников (ТПХВ, МТЛИ, Товарищества российских акварелистов и др.). Персональные выставки состоялись в Париже (1896 г.) и Москве (1902 г., посмертная). Работы хранятся в Государственном Русском музеи, Государственной Третьяковской галереи, Художественных музеях Саратова, Омска, Перми, Днепропетровска, Львова, Ташкента и других. Сюжет картины, представленной на торгах, и наличие на ее подрамнике старой надписи «Императору Вильгельму» позволяют предположить, что данная картина Н.Н. Гриценко была написана для подарка германскому императору, а после его отречения в 1918 году была продана и попала в частные руки. Работа является бесспорным произведением автора и имеет музейное и антикварно-коллекционное значение.
Кончаловский Петр Петрович (1876 –1956).
Представленная на торги работа является этюдом к известной картине П.П. Кончаловского «Где здесь сдают кровь?» (1942 г.), и изображает профиль девушки, стоящей в центре композиции. Особая фактурная выразительность- от тонких цветных прописок, не скрывающих цвет фанеры, к мелким круглящимся мазкам в лепке лица модели- присуща эталонным портретам П.П. Кончаловского. На обороте авторской фанеры расположена характерная для обозначения подлинных произведений П.П. Кончаловского надпись : «1942-1365/П.Кончаловск…». Кроме того там же нанесена дополнительная надпись: «Голова девушки- эскиз к картине «Где здесь сдают кровь?» см. К.В. Фролова «Кончаловский» м.1964г. стр. 145. Данный лот представляет несомненный интерес для коллекционного собрания.
Марк Матвееевич Антокольский (1843 – 1902).
Выдающийся русский скульптор-реалист, академик Петербургской и Парижской академии художеств. Мефистофель — знаковая скульптура автора, которую мы представляем на сегодняшнем аукционе.
Обратившись к образу Мефистофеля, скульптор взял за основу литературный прототип из поэмы Гете "Фауст", и в первоначальном эскизе создал почти иллюстрацию к нему, но "литературность" сюжета не удовлетворяла скульптора. Постепенно у него рождалось новое понимание образа. В 1876 году, в качестве исследования для полномасштабной работы, Антокольский создал бюст Мефистофеля, смоделированный на перевернутой открытой книге, что сопоставимо с нынешним лотом. Версия этого бюста, датированная 1883 годом, входит в коллекцию Государственной Третьяковской галереи, см. Е.В. Кузнецова "М.М. Антокольский Жизнь и Работа", Москва, стр. 140-141.
Айдан Салахова (1964 г.р.)
Академик РАХ, выдающийся живописец и скульптор. Регулярно представляет российское искусство на Венецианской биеннале и других важнейших международных выставках. Предоставленная автором скульптура-книга из серии «Без слов» выполнена в двух цветах – белом и черном. Белый камень – мрамор, черный – бельгийский мрамор. Такая относительная цветовая бедность, а также лаконичность форм, служат одной цели- задуматься о вечном. Это одна из десяти скульптур-книг, которые были сделаны по мотивам старых рисунков художницы и выставлявшихся в Saatchi Gallery в Лондоне в 2016 году.
Предаукционная выставка открывается 20 сентября и продлится до 24 октября. Мы работаем ежедневно в рабочие дни с 11.00 – 18.00. В выходные дни 13, 14, 20 и 21 октября. Просмотр некоторых лотов по предварительной договоренности. Будем рады предоставить всю необходимую информацию, принять заявки на заочное участие и заявки на участие в торгах по телефону. Приобрести или заказать каталог Вы можете у сотрудников галереи.
Торги состоятся 25 октября 2018 года в 19:00
Ул. Щепкина, 28.
Аукционный дом «Совком»
СОВКОМ в социальных сетях: