В этом году исполняется 115 лет со дня рождения Баки Идрисовича Урманче (1897-1990), в честь этого Третьяковская галерея открывает ретроспективную выставку. Чтобы более полно осветить его творчество, которое невозможно уместить в двух залах Третьяковской галереи мы собрали его работы из частных коллекций за более чем полувековую историю мастера. Выдающиеся произведения живописи и графики во многом биографичны и освещают все этапы творчества художника.
Баки Идрисович основоположник татарского профессионального изобразительного искусства, художник – живописец, график, скульптор, монументалист, театральный дизайнер, сумевший внести неоценимый вклад в развитие основных видов изобразительного искусства Татарстана, а также республик Центральной Азии – Казахстана и Узбекистана, где он жил и работал в 1940-1950-е годы. Творчество Б.И.Урманче – часть и московской художественной жизни 1930-х годов. В столице он жил в 1934-1941, участвуя в крупнейших выставках этого периода, в оформлении павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Баки Урманче – поистине универсальная личность. Он мог бы стать профессиональным музыкантом – на протяжении всей жизни музыка играла важнейшую роль в творческой деятельности художника. Он играл на скрипке, собирал, записывал и исполнял древние народные песни и сказания. Весь строй его художественных произведений пронизан музыкальностью – ритмом и мелодией национальных мотивов.
Урманче был поэтом, писателем, историком, лингвистом. Он создал удивительные по своей философской глубине, по лирической проникновенности стихи. Множество его статей, эссе, посвященных истории татарского искусства, свидетелем, создателем и исследователем которого он был, написаны простым, ясным слогом, свидетельствующим о глубоком понимании сути излагаемого предмета.
Урманче владел несколькими восточными и западными языками, которые он изучал в медресе «Мухаммадия», на восточном факультете Института востоковедения в Казани и самостоятельно. Это позволяло ему овладевать широким кругом знаний, подниматься на новые ступени познания мира. Главное свое призвание Урманче нашел в изобразительном искусстве. Базируясь на достижениях европейской художественной культуры, используя весь арсенал выразительных средств, по сути, создавая новое для татарского народа искусство, Урманче всегда оставался глубоко национальным художником, для которого понятие национального не ограничивалось выбором сюжета и темы, но обогащалось поисками общих для разных видов татарского искусства – декоративно-прикладного, каллиграфии, – методов и приемов, возможностей их использования в живописи, графике, скульптуре, привнесением в структуру произведения традиционных принципов формообразования, колорита, ритма, мелодики, воплощения того, что называют национальным духом. При этом Урманче никогда не был только «местным» художником, он выражал в своем творчестве общие для всего отечественного искусства идеи и принципы.
Последний, казанский, период жизни Урманче (1958-1990) – время зрелости и наиболее активного творчества. Он был настолько цельной и умудренной жизненным опытом личностью, что мог позволить себе стоять вне и над официальными идеологическими установками, во многом определявшими искусство советского периода. В эпоху торжества «развитого социализма», воспевания «героики будней и подвигов», Урманче в своих живописных пейзажах, натюрмортах, портретах воплощал непритязательную красоту родной земли и людей, обращался к древним пластам истории своего народа, стремясь пробудить его историческую память.
Пожалуй, наиболее полно и адекватно своеобразие таланта Урманче, духовного наследника многовековой исламской графической культуры, выразилось в его оригинальной графике, которая составляет обширную часть творческого наследия. Рисунок для Урманче – это, прежде всего, способ запечатлеть самые первые непосредственные впечатления, интимный мир его семьи и круг общения. И в многочисленных беглых зарисовках, и в детально проработанных штудиях разворачивается вся творческая лаборатория художника. Уже с 1920-х годов Урманче создавал станковые рисунки, в которых натурное впечатление достигало высокой степени обобщения. В этом творчество мастера близко китайской школе живописи, у которой он перенял основные приемы работы тушью.
Книжная графика всегда занимала значительное место в творчестве художника. Апофеозом этих поисков по праву можно считать серию по мотивам «Шурале» Тукая 1980-х гг., выполненную китайской тушью. В ней линия рисунка обретает поразительную свободу и динамичность, свиваясь в причудливые узоры, напоминающие петли арабской вязи. В этой серии в полной мере проявился синтетический талант Урманче, сплавляющий в совершенно оригинальной индивидуальной манере традиции восточных искусств – традиционной китайской живописи, арабской каллиграфии, татарской полихромии. На юбилейной выставке, развернувшейся в залах Галереи «Совком» многогранное творчество мастера представлено прекрасными образцами - произведениями из московских частных коллекций, хронологически охватывающих более полувековой путь художника: от 1930-х до 1980-х гг.
О.Л. Улемнова
Выставка открыта с 4 июня по 9 июля 2012 года в аукционном доме «СОВКОМ» по адресу: Москва, ул. Щепкина, д. 28, с 10.00 до 19.00.
Аукционный дом СОВКОМ
Адрес: 129090 Москва, ул. Щепкина, д.28
Телефон: +7 (495) 684-91-91
Факс: +7 (495) 684-90-62
E-mail: art@sovcom.ru
Сайт: www.sovcom.ru
СОВКОМ в социальных сетях: