Выставки

9 - 19 апреля 2009 г. Выставка произведений А. Б. Батурина «Пейзаж как геометрия природы».

Аукционный дом «СОВКОМ» и Галерея современного искусства «ASA ART» с 9 по 19 апреля 2009 года провели монографическую выставку петербургского художника А.Б. Батурина, одного из самых ярких представителей школы В.В. Стерлигова. К сожалению, первая персональная выставка художника в Москве прошла уже после его смерти. Так получилось, что А.Б. Батурин преимущественно известен в Санкт - Петербурге, и данная выставка – попытка представить творчество художника московским зрителям и коллекционерам.

Творчество А.Б. Батурина остро индивидуально и сразу узнаваемо в самых запутанных экспозициях, и, тем не менее, органически вписывается в одно из глобальных художнических мировоззрений искусства XX века. Со времён П. Сезанна видение первоосновных форм, открытие законов их пребывания в пространстве, выявление их тайн с помощью пластической выразительности и цветовых соотношений стало одним из лейтмотивов образного мышления и, думается, является основой мироощущения А.Б. Батурина.

Творчество художника, по признанию его самого, невозможно осмыслить, не поставив в контекст его судьбы, которая тесно переплетается с личностью В.В. Стерлигова. А.Б. Батурин познакомился со В.В. Стерлиговым ещё при жизни его учителя, Казимира Малевича, в 1931 году. Школа К.С. Малевича – В.В. Стерлигова многое дала художнику, вооружила его, но не поработила глаз А.Б. Батурина. Ему была открыта неразличимая для обычного зрителя гармоническая логика мира. Талант А.Б. Батурина заключается в умении так замедлять в своих картинах время, что порою оно чудится вовсе остановившимся. Художник видит в природе простоту сложного и сложность того, что кажется простым. Гладь воды с отражённым спокойным небом может быть тончайшим образом нюансирована, а сложнейший объём древесной кроны сведён к простейшей пластической формуле.

Художник открывает зрителю подлинные возможности человеческого глаза и мысли, особую интеллектуальную и эстетическую оптику. Картины А.Б. Батурина строятся нежно и мощно определяющими пространство цветовыми плоскостями, порой плавно пересекающими друг друга. В его Вселенной - более трёх измерений, но это не спорит с плоскостью холста, а, напротив, примиряет с ней пространство.

В своё время Е.Ф. Ковтун в одной из статей о В.В. Стерлигове привёл удачное выражение художника Л.А. Юдина для определения отечественных устремлений в этой области – «живописно-пластический реализм». В искусстве А.Б. Батурина этот принцип доведён до возможной степени очевидности и чистоты.

При участии Галереи современного искусства ASA ART

www.asaartgallery.com