Пресса о нас

Неизвестная картина известного художника. Александр Яковлев (1887-1938) «Сталевары». Александр Белецкий. Газета Вернисаж, №5.

В дни проведения в ЦДХ ХХIII Российского Антикварного Салона в галерее «Совком» 27 октября состоится аукцион «Русское и западноевропейское искусство XIX-XX веков», на котором будет представлена картина Александра Яковлева «Сталевары». Предаукционная выставка будет проходить в помещении галереи «Совком» с 15 по 27 октября по адресу: Москва, ул.Щепкина, дом 28.Представляя картину Александра Евгеньевича Яковлева «Сталевары», прежде всего необходимо внести уточнение в биографию художника.

Почти все источники сообщают нам, что А.Яковлев, родившийся в 1887 году, является сыном морского офицера. Между тем, отец художника — Евгений Александрович (1857-1898) подал прошение об отставке в 1883 году, т.е. за четыре года до рождения Александра. С 1884 года Евгений Александрович увлекся идеей создания двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе, взяв за основу газовые двигатели известнейшего тогда конструктора Николаса Отто. Пройдя нелегкий путь изобретательства, работая поначалу в подвале своего дома, а затем в стесненных условиях крохотного цеха, Евгений Александрович к 1889 году разработал первый в мире экземпляр работающего на керосине двигателя. Для развития дела и перехода к серийному производству нужен был завод. В середине 1891 года неподалеку от дома, где жила семья Яковлевых, на Большой Спасской, 28, был открыт «Первый русский завод газовых и керосиновых двигателей» (в дальнейшем «Машиностроительный, чугунно- и меднолитейный завод Е.А.Яковлева»). До конца 1891 года завод произвел двадцать двигателей…

Не углубляясь далее в описание интереснейшего творческого и жизненного пути Е.А.Яковлева, подававшего в те времена пример беззаветного служения Отечеству и высокого патриотизма, вернемся к картине «Сталевары».

Принимая во внимание уточнения в биографии отца художника, можно сделать выводы о побуждающих мотивах к тематике картины. Безусловно, юный Александр, проявлявший с детства большую тягу к изобразительному творчеству, бывая на производстве у отца, очень эмоционально воспринимал увиденное. Поэтому выбор темы для одной из первых масштабных работ художника во время его обучения в АХ оказался не случайным. А.Яковлев долго готовился к этой работе. В Русском музее хранятся натурные рисунки от 1909 года, запечатлевшие фигуры рабочих-сталеваров в «робах» и с соответствующими орудиями труда в руках. С некоторыми изменениями эти фигуры вошли в правую часть картины.

Работа «Сталевары» написана в стиле импрессионизма. Она явилась своеобразным итогом хотя и непродолжительного, но очень яркого периода в творчестве гениального художника. Создание картины пришлось на время, когда Россия находилась в ожидании новых революционных перемен. На А.Яковлева и его друга В.Шухаева многие современники возлагали большие надежды, как на зачинателей новых путей в живописи. А.Н.Бенуа в одной из статей назвал А.Яковлева художником-феноменом. Феноменальность его заключалась в безупречном мастерстве, знании стилей и технологий искусства разных эпох, исключительном умении пластического построения формы, глубоком проникновении в натуру.

Картина «Сталевары» написана с большой психологической выразительностью, экспрессивно, на эмоциональном подъеме. Колорит работе придает использование красок двух основных тонов — густого коричневого и синего, взятых в своем максимальном звучании. Фигуры рабочих исполнены решительными выверенными линиями.

С годами манера живописи А.Яковлева менялась, но неизменным оставалось его стремление точно изображать натуру, и делал он это с неподкупной честностью, свойственной только великим художникам.

Картины и рисунки А.Яковлева рассеяны по всему миру в частных собраниях и музеях Франции, Бельгии, Германии, Италии, США, Японии и других стран. Несравненно меньше их в России, главным образом это ранние работы, сосредоточенные в Русском музее и Третьяковской галерее. Редкая по теме работа «Сталевары» относится к тем немногим, что остались на Родине художника.

Картина прошла всестороннее исследование экспертами Государственного Русского музея и ВХНРЦ И.Э.Грабаря; по результатам получены подробные экспертные заключения. По мнению экспертов, картина имеет коллекционно-антикварное и музейное значение. Работа на оригинальном подрамнике находится в состоянии хорошей сохранности.

На оборотной стороне холста имеется удостоверяющая надпись, выполненная в 1923 году матерью художника — Софьей Петровной перед отъездом во Францию к сыну.

Софья Петровна уехала в Париж вместе с дочерью Сандрой-бывшей певицей Мариинского театра. Чуть позже к родным переехала и внучка Татьяна от старшего сына Алексея, эмигрировавшего в Америку еще во время революции. Это та самая Татьяна, которая стала последней любовью В.Маяковского. В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой» поэт писал: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем». Но судьба распорядилась иначе. Яковлевы навсегда оставили Россию...

В дни проведения в ЦДХ ХХIII Российского Антикварного Салона в галерее «Совком» 27 октября состоится аукцион «Русское и западноевропейское искусство XIX-XX веков», на котором будет представлена картина Александра Яковлева «Сталевары». Предаукционная выставка будет проходить в помещении галереи «Совком» с 15 по 27 октября по адресу: Москва, ул.Щепкина, дом 28.

Получайте все события Аукционного дома