Пресса о нас

“Проблемы антикварного рынка”. Журнал Антиквариат, № 10 (61), октябрь 2008.

Галерея «СОВКОМ» специализируется на русском и советском искусстве XX века. При этом у нашего бизнеса два направления. Галерея организует выставки, работает с частными и корпоративными клиентами по формированию коллекций, аукционный дом проводит регулярные торги — примерно 60 аукционов в год по всем важнейшим направлениям: букинистика, нумизматика, декоративно-прикладное искусство, русское и западное искусство, советское, современное, ювелирное искусство, мебель, редкие рамы.— Специализация вашей галереи?
— Галерея «СОВКОМ» специализируется на русском и советском искусстве XX века. При этом у нашего бизнеса два направления. Галерея организует выставки, работает с частными и корпоративными клиентами по формированию коллекций, аукционный дом проводит регулярные торги — примерно 60 аукционов в год по всем важнейшим направлениям: букинистика, нумизматика, декоративно-прикладное искусство, русское и западное искусство, советское, современное, ювелирное искусство, мебель, редкие рамы.
— Какие изменения претерпел рынок за последние годы и с чем это связано?
— Рынок очень сильно вырос и качественно, и количественно. Причины: экономический рост в России — любая нация стремится покупать свое искусство за последние 10 лет после кризиса. В 1998 году цены выросли практически с нуля: 3000 долларов за работы А.А. Дейнеки и 20 000 долларов за музейные вещи Н.Н. Дубовского в эти годы я и называю нулевым уровнем.
— Что востребовано на рынке и что пока недооценено?
— На рынке востребованы «первые имена» и качественные вещи, стало очень сложно продавать второстепенные вещи. Русский покупатель очень разборчив, о чем свидетельствуют аукционные продажи последних лет. Недооценено советское искусство и неофициальное искусство 1960 — 1 970-х годов, в том числе и наивное искусство, вся графика, начинал с 1930-х и кончая 1980-ми годами. Это касается и послевоенного советского фарфора и фаянса — я имею в виду авторские вещи.
— Оборачиваемость вещей по времени в зависимости от ценовых диапазонов?
— Оборачиваемость зависит от задачи, которая ставится на аукционах. Мы продаем несколько тысяч лотов в год, если предлагается правильная вещь по правильной пене (то есть эстимейт ниже рыночного). При этом в ходе торгов цена на вещь может вырасти и в 10 и в 20 раз. Многие галереи часто действуют по принципу: «живем на то, что продаем, богатеем на том, что остается». Я считаю, что рынок будет еще расти и расти, поэтому многие галеристы годами придерживают лучшие вещи.
— Кто ваши клиенты (группы) и как клиентская база изменилась за 3—5лет?
— За 5 лет динамика роста нашей клиентской базы составляет примерно 100% в год, при этом надо понимать, что я начинаю считать и нумизматов, и букинистов.
Я бы отметил качественный рост: люди, которые 5 лет назад покупали предметы на 5—10 тысяч в год, сейчас способны потратить на это сотни тысяч, И мы растем вместе со своими клиентами. Очень важно, что появились крупные корпоративные клиенты, которые собирают коллекции и инвестируют в искусство. Это дает поддержку рынку на многие годы вперед.
— На кого делается ставка: super-rich, «инвесторы», «подарочники» и разовые покупатели, люди, обустраивающие свой интерьер, интересанты со средним уровнем доходов, но заинтересованные в пополнении коллекции?
— Мы специально разделили аукционы по ценовому критерию: два раза в год проводим Весенний и Осенний салоны, на которых аккумулируются все самые важные вещи во всех разделах, ежемесячно проходят аукционы «Прямые продажи», где стартовые цены начиняются в среднем от 5000 рублей. Основные клиенты — арт-дилеры и те, кто занимается оформлением интерьеров. «Супер рич» в этих аукционах не участвуют, это не их формат, поэтому зачастую через месяц или год они приобретают эти же вещи в 10-100 раз дороже. «Подарочники» — очень активна группа клиентов, которые покупают по темам индустриальные пейзажи, плакаты. Но самые любимые из них — покупатели вещей кабинетного формата. Здесь в фаворе первые русские имена с соответствующим бюджетом.
Самые интересные клиенты — коллекционеры, их вкусы понятны, с ними возможны обмены и пополнение собственной коллекции.
— Ваше отношение к рынку современного искусства и как он может взаимодействовали с рынком традиционного антиквариата?
— Рынок современного искусства — самый растущий сегмент, причем в нем очень не хватает качества. По моему мнению, вряд ли через 20—30 лет цены на отдельных художников вырастут или даже сохранятся — я имею в виду современных российских художников. В качестве контраргумента приведу Китай, где происходящие процессы более профессиональны и масштабны, средний уровень значительно выше.
— Где выгоднее покупать предметы (поездки, аукционы, коллеги-дилеры, сдатчики...)?
— На аукционах. Причем предметы стоимостью до $15 000 я приобретаю через Интернет, более дорогие раритеты — с помощью арт-дилеров, посещающих западные аукционы и покупающих для меня товар.
— Что мешает дальнейшему развитию рынка и его приближению к устоявшейся западной модели?
— Неправильное законодательство: проблемы ввоза и вывоза. В других странах уже давно существует критерий музейной стоимости, когда перед вывозом оцениваются только дорогие и очень дорогие предметы.
— Какую долю составляют собственные и консигнационные вещи?
— 90% — комиссионные, 10% — собственные.
— Нужно ли возвращение к лицензированию?
— Нет,
— В чем видите угрозы рынку?
— В административном давлении. Рынок сейчас в зачаточном состоянии, ему нужно дать созреть. — Отношение к формальным и неформальным объединениям антикваров?
— Положительное. Консолидация — это хорошо.
— Планы на будущее?
— Расти на 100% в год (я имею в виду аукционный дом).

Получайте все события Аукционного дома