Пресса о нас

«Суровый вольнодумец. Петр Оссовский в галерее «Совком». Ирина Кулик, Коммерсантъ. №4 от 13 января 2006

В московской галерее "Совком" проходит выставка представителя "сурового стиля" 60-х Петра Оссовского, посвященная восьмидесятилетию художника. Выставка открыта до 20 января по адресу: улица Щепкина дом 28, с 10 до 19. Тел 684-91-91. О том, можно ли отнести представленные на выставке произведения к "советскому искусству" и "большому советскому стилю", на котором специализируется галерея, задумалась ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Галерея "Совком" известна прежде всего своими весьма успешными аукционами, на которых продается уже не только, строго говоря, советское искусство в диапазоне от Дмитрия Налбандяна до Владимира Попкова и от Кукрыниксов до Анатолия Зверева, но и русское искусство конца XIX – начала XX века. А в конце прошлого года галерея объявила о намерении заняться и собственно выставочной программой, причем "Совком" вовсе не собирается ограничиваться исключительно советским искусством, к которому вроде бы обязывает само название – в отдаленные планы галереи входит даже работа с актуальным искусством. Остается только примирить друг с другом зачастую придерживающихся диаметрально противоположных художественных взглядов художников разных поколений, с которыми намеревается работать галерея.
Впрочем, первая же выставка, устроенная "Совкомом", от актуальности далека и ни на какую радикальную смену имиджа не указывает. Галерея отметила 80-летие художника, чьи работы входят в коллекцию "Совкома" и постоянно выставляются на совкомовских аукционах,– шестидесятника Петра Оссовского.
Строго говоря, "советских" работ на выставке не так уж и много. К классической советской эпохе можно отнести разве что "Псковскую трилогию" 1973-1974 года, состоящую из полотен "Кузнецы", "Сыновья" и "Рыбаки". Есть еще созданная в перестроечном 1988 году картина "Последний луч". Но большинство из представленных на выставке произведений созданы живым классиком совсем недавно – в 2000-е годы. Едва ли на выставке можно ощутить, как исторические перемены повлияли на стиль художника. Господин Оссовский даже дословно повторяет одну из частей своей "Псковской трилогии" в 2005 году. Правда, в новом "Псковском триптихе" с "Кузнецами" соседствуют полотна "Башня Кутекрома" и "Троицкий собор".
Нынешние произведения Петра Оссовского вообще изобилуют всевозможными церквами, именуются "Дорога к храму" или "Библейский мотив", а с простыми тружениками, которых подобает рисовать адепту "сурового стиля", соседствуют всевозможные иноки. Не то чтобы художник так уж внезапно последовал нынешней моде на православно-патриотические сюжеты. Скорее еще в советские времена Петр Оссовский, подобно писателям-деревенщикам, старался разглядеть в советском нечто вековечно русское, что в те времена сходило за вольнодумство. Таким же вольнодумством казалось и отступление от соцреалистического канона в сторону аллюзий на иконопись Николая Рериха, и прочие неортодоксальные вещи, на которых замешан "суровый стиль" Оссовского. Впрочем, нельзя сказать, что все эти апелляции к устоям и укладам были такой уж крамолой по отношению к режиму, который в брежневские времена уже привык мыслить себя как нечто вековечное и неизменное.
Несмотря на то что стиль Петра Оссовского на совкомовской выставке предстает почти неизменным, немногочисленные работы советского периода все равно кажутся более аутентичными и куда менее официозными, нежели новейшие произведения, уж слишком точно попадающие в нынешнюю конъюнктуру. Но может быть, десятилетия спустя именно их будут собирать ценители "большого постсоветского стиля".

Получайте все события Аукционного дома