Русский художник, представитель сюрреализма, сценограф. Родился в имении Дубровка (Калужская губерния) 21 сентября (3 октября) 1898 в семье помещика. В 1918 уехал с семьей в Киев, где занимался в студии А.А.Экстер и новосозданной Украинской академии художеств. Участвовал в праздничном оформлении города при большевиках, исполнил свою первую театральную работу (декорации и костюмы к оперетте Гейша С.Джонса и И.Кариля для театра К.А.Марджанова; 1919), в том же году служил картографом в Белой армии. В 1920 эвакуировался в Константинополь, недолго жил в Софии, где нарисовал обложку первого сборника евразийцев (Исход к Востоку, 1921). В Берлине сотрудничал с балетом «Русский романтический театр» Б.Г.Романова и другими труппами (с 1921), затем обосновался в Париже (1924). В 1934–1939 жил в Нью-Йорке. Вместе с К.Бераром и братьями Е.Г. и Л.Г.Берманами составил группу «неоромантиков» (с 1925), представлявшую умеренное и как бы более эстетское крыло сюрреализма, избегавшее социальных эпатажей в духе А.Бретона и его соратников. Все больше работал для театра, особенно часто оформляя постановки Дж.Баланчина: балеты Скиталец на музыку Ф.Шуберта в «Театре Елисейских полей»,1933; Орфей на музыку К.В.Глюка в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера», 1937; Аполлон Мусагет и Балюстрада И.Ф.Стравинского в театре Колон (Буэнос-Айрес, 1940) и др. Ирреальные цветосветовые эффекты и анаморфозы (т.е. зрительные превращения одного образа в другой), свойственные этим спектаклям, параллельно воплощались и в станковой живописи и графике Челищева, где важное место заняли оккультно-символические мотивы алхимии и астрологии. Итогами его межвоенных поисков стали две большие картины: Явление (Феномен, 1936–1938), которую мастер подарил Третьяковской галерее, и Игра в прятки (1940–1942, Музей современного искусства, Нью-Йорк); в них поэтапно сформировалась концепция «внутреннего ландшафта», открывающегося сквозь внешнюю поверхность вещей – как бы в «рентгеноскопической» художественной интуиции. Вернувшись в Европу, жил в Италии (с 1949). В поздний период анатомические и пейзажные мотивы его «внутренних ландшафтов» все чаще сменялись абстрактно-«космическими» узорами.
Челищев П.Ф. Год – 1932 г. Размер – 25,5х20 (в свету). Техника – Бумага, тушь, перо.
Описание:Подпись и дата вверху справа.
Аукцион № 114 «Русское искусство ХХ века» 15 июня 2010 г.
Челищев П.Ф. Год – 1932 г. Размер – 26х20. Техника – Бумага, акварель.
Описание:Подпись и дата внизу слева.
Челищев П.Ф. Размер – 21,2х27,6. Техника – Бумага, акварель, тушь.
Аукцион № 169 "Аукцион сезона" 14 декабря 2021 г.
Челищев П.Ф. Год – 1949 г. Размер – 50х38. Техника – Бумага, цветной карандаш.
Аукцион № 168 Аукцион №168 16 ноября 2021 г.
Челищев П.Ф. Год – 1952 г. Размер – 65,1х50. Техника – Бумага, цветные карандаши.
Описание:Подпись и дата внизу справа. Работа включена в каталог «Павел Челищев», издаваемый А.Е. Кузнецовым.
Аукцион № 167 "Аукцион сезона" 21 сентября 2021 г.
Описание:Работа включена в каталог «Павел Челищев», издаваемый А.Е. Кузнецовым.
Аукцион № 143 "Русское искусство ХХ века". 22 октября 2015 г.
Челищев П.Ф. Год – Кон. 1920-х гг. Размер – 42х16. Техника – Бумага, сепия, перо.
Аукцион № 125 "Русское и Западноевропейское искусство XIX-ХХ веков". 27 октября 2011 г.
Челищев П.Ф. Год – 1920-1930-е гг. Размер – 46х27,5 Техника – Бумага, графитный карандаш, сепия, кисть.
Прошедший аукцион №188 21 ноября 2024 г.
Челищев П.Ф. Год – 1949 г. Размер – 60х40. Техника – Бумага, цветные карандаши.
Аукцион № 142 "Русское и Западноевропейское искусство XIX-ХХ веков". 23 октября 2014 г.
Челищев П.Ф. Год – Нач. ХХ в. Размер – 21,2х27,6. Техника – Бумага, акварель, тушь.
Аукцион № 116 «Русское и Западноевропейское искусство XVIII-ХХ веков» 02 ноября 2010 г.